ценарийСценарий спектакля "Дикарь Forever, или Несколько слов в защиту пещерного человека" был написан американским семейным психологом, актером-комиком Робом Бэккером. Его премьера состоялась в 1995 г. Пьеса в исполнении самого Бэккера была сыграна более 700 раз только на Бродвее, а затем – свыше 1500 раз в 160 городах США. "Дикарь" вошел в Книгу театральных рекордов как самое долгоиграющее соло-шоу и держит этот рекорд по сей день. До сих пор эта веселая смесь стенд-ап комедии, лекции и сеанса психотерапии с неизменным успехом идет  по всему миру. О том, в чем секрет этого шоу, и о многом другом мы поговорили с известным украинским актером Дмитрием Суржиковым, который представляет спектакль в Харькове.    

– Второй год ты уже играешь спектакль "Дикарь Forever" на сцене харьковского театра. Среди актеров существует поверье, что если проходишь харьковскую публику - дальше ничего не страшно. Правда ли, что харьковский зритель – сложный зритель?

– Я бы так не сказал. Наоборот, харьковский зритель – очень хороший зритель. Сложный – это неточное слово, потому что харьковский зритель –открытый, умный и готов к восприятию. Более того, харьковский зритель – это легкий зритель. "Дикарь" – это мой первый опыт игры в Харькове. Вначале мне казалось, что это иллюзия, но сегодня я твердо могу сказать, что лично мне после Харькова тяжело играть спектакли в Киеве.

– Почему?

– Потому что так, как принимают в Харькове, в столице не принимают. В Киеве совершенно другой зритель. Здесь ловят подтексты и смыслы, которые возникают мимолетом. Идет реакция – люди более открытые, более раскрепощены, более свободны, люди очень умные и непредвзятые. Нет такого ощущения, что зритель как бы говорит: «Ну давайте, удивите нас». Поэтому мне очень нравится играть в Харькове. Я бы с удовольствием представил  здесь какие-то другие спектакли. Это невообразимое ощущение – то, что происходит во время  спектакля.

– На тех спектаклях, что я была, атмосфера – дружеская. Тебе как-то удается настроить зал на себя, на спектакль, и люди не стесняются высказывать свое мнение, бросать какие-то фразы, отвечать на твои вопросы…

– Да, я бы даже сказал, что это какая-то семейная история. У меня ощущение, что мы собрались у кого-то дома.

ценарий– Есть ли какие-то секреты – как ты открываешь зрителя? Бывает, что контакт со зрителем не устанавливается?

– Да. По непонятным причинам бывает, что из зала нет ответа, реакции. Мой секрет – необходима остановка. Нужно просто остановить спектакль внутри себя на несколько секунд. Тогда зритель не понимает, что происходит, возникает пауза, и собирается внимание. Вот когда внимание притянуто, можно продолжать.

– Сколько в спектакле твоего и сколько того, что написал автор?

Однажды я пригласил своего друга на спектакль в Одессе. После я спросил у него: «Ну как тебе?» Он сказал: «Да, все круто, только мне непонятно – это по сценарию или ты просто так вышел поговорить?»

Конечно, весь спектакль написал автор. Просто это так произносится и так подается, что есть ощущение, будто человек просто вышел от себя говорить. На следующий день после нашего последнего спектакля в Харькове у меня был спектакль в Киеве. И тоже пришли знакомые, мы стояли с ними обсуждали, им все понравилось. Они сказали: «А разве это не ты написал? А мы думали – ты».

– А не было ли искушения что-то добавить, тем более что это переводная вещь?

– Я это искушение периодически удовлетворяю. Естественно, я добавляю какие-то вещи от себя. При прямом общении с залом ты никогда не знаешь, что люди тебе предложат. Здесь надо изначально оставлять большую зону для импровизации. Например, женщина с колбасой…

– Можно подробнее?

– Я описывал фигуры мужчины и женщины. Начинал с мужчины и говорил: «Вот мужчина, вот фигура, что у него там?» Смотрю на зал. Все молчат, потому что вслух никто не хочет этого называть. А одна женщина говорит:  «У моего мужа там колбаса». И, конечно, зал – в лепешку.

ценарий– В чем секрет спектакля? Почему он такой популярный? Во всех странах люди смеются в одинаковых местах.

– Секрет в том, что весь спектакль основан на гендерной психологии.  Отношения – это вечная тема. Пока мужчина и женщина будут друг к другу тянуться, этот спектакль будет актуальным. И все делают одну и ту же ошибку - пытаются друг друга понять. А дело в том, что понять друг друга нельзя - нужно просто друг друга любить. Вот когда ты любишь, тебе не надо объяснять. Как только ты становишься на дорожку попытки понять, ты будешь каждый раз натыкаться на одни и те же грабли. Вот об этом спектакль.

– Ты много снимаешься. На твой взгляд, появится ли когда-нибудь качественное украинское кино?

– Конечно, да. Оно уже начинает появляться. Время изменилось, наши кинематографисты перестроились на новый лад. Это очень важный момент в нашей истории. Мы впервые делаем кино- и телевизионный контент сами для себя. Кинобюджеты были ориентированы на Россию, все расходовалось с целью подать туда. Теперь мы делаем другую продукцию – с Грузией, Польшей, другими европейскими странами. Показатель этого – 16 ноября на канале "1+1" будет премьера проекта, который называется "Слуга народа". Его готовила компания "95-й квартал". Это проект с нашими актерами и для нас.

Вопрос в том, что невозможно родиться и сразу поступить в университет. Это длинный путь. Дальше – полнометражное кино, которое мы будем снимать для себя и для всего мира. И я уверен, оно будет успешным. Будет рождение новых личностей. У нас прекрасная молодежь, они фантастически талантливые люди. Актеры и режиссеры, которые сейчас выпускаются, – это люди совершенно другого поколения, склада ума и убеждений. И глядя на них, я абсолютно спокоен и с убеждением говорю: наше прокатное кино будет.

Лена Иванова

Дмитрия Суржикова в спектакле "Дикарь Forever" можно будет увидеть в Харькове 14 ноября в малом зале ХАТОБа


ценарийценарийценарийценарий