"Кошка, которая гуляет сама по себе". Эта сказка знакома всем с детства. И взрослые, и дети знают, что кошки – это своенравные, капризные животные, которые не любят подчиняться человеку, а делают то, что им нравится, и дрессировать их практически невозможно. Но все-таки нашелся человек, который смог покорить сердца этих свободолюбивых созданий, - это Юрий Куклачев, основатель московского Театра кошек. Практически всю свою жизнь он посвятил работе с кошками и передал свою любовь к ним сыну Дмитрию, который с успехом продолжает дело, начатое отцом.

Впервые Дмитрий побывал в Харькове более 10 лет назад с отцом, когда Юрий Куклачев выступал в харьковском цирке. "Самостоятельно с театром я приехал к вам впервые, но надеюсь, что это станет традицией, и мы будем выступать в Харькове каждый год. У вас замечательная, интеллигентная публика. Мы уже выступали в нескольких городах Украины, и скажу вам честно, Харьков – самый интеллигентный город", - отметил Д.Куклачев.

Спектакль "Олимпиада кота Бориса", который увидели харьковчане, – самый сложный из всех спектаклей театра. В нем участвуют 45 животных (в Москве в этом спектакле принимают участие 70 кошек), задействовано 1,5 т реквизита. Кошки катаются на скейтах, велосипедах, прыгают с большой высоты и преодолевают различные препятствия.

Актеры Театра кошек Д.Куклачева – настоящие телевизионные звезды: кот Борис известен по рекламе кошачьего корма "Китикет", кошка Бетси – корма "Вискас", а кот Бегемот снимался в сериале "Мастер и Маргарита".

"Борис! Борис!" – звали маленькие зрители своего любимца, и кот выполнял очередной трюк. "Борис – кот настроения. Если он чего-то не хочет делать, его не заставишь. Но спектакли он отрабатывает полноценно, - рассказывает Дмитрий. - Борису уже 9 лет. Он звезда рекламы – у него за плечами около 50 роликов, и сейчас готовится новый, где он опять снимается. Перед поездкой в Украину у него была фотосессия - теперь на банках "Китикет" будет не нарисованный Борис, а его фотография".

- Дмитрий, а как выбирали кота для рекламного ролика?

- К коту для рекламы было много требований. Он должен был быть беспородным, ведь породистые кошки есть не у всех, обладать незаурядной внешностью, чтобы владельцы всех обычных Мурок и Васек понимали, что их животные такие же, как Борис. В то же время он должен быть очень энергичным, быстрым, веселым. Мы долго искали подходящего кота, за две недели я просмотрел более 200 животных. Когда мы уже отчаялись, кто-то принес из приюта Бориса. Он сразу по-деловому выскочил на сцену, стал все рассматривать, обнюхивать. Когда он столкнулся нос к носу с кошкой Оксаной, которая не является артисткой, а просто живет в театре, Борис повел себя достойно. Оксана сразу на него зашипела, выгнула спину, а Борис посмотрел на нее гордо, развернулся и ушел. Для меня это был поворотный момент. Я сразу позвонил рекламщикам и сказал, что нашел подходящего кота. В то время Борису было около года. Кстати, он вырос в семье журналиста, который уехал в Австрию на ПМЖ, а кота отдал в приют, так как не с кем было его оставить.

- А по какому принципу вы отбираете кошек для вашего театра?

- На самом деле критериев много для того, чтобы кошка стала артисткой. Когда кошка появляется в театре, она должна обладать несколькими качествами: быть любопытной, не бояться человека и хорошо кушать. Как говорили в Древней Руси: кто хорошо ест – тот хорошо работает. Иногда бывают проблемы: кошка боится рук, боится сцены, потому что раньше ее кто-то обижал, и животное понимает, что руки, кроме ласки, могут принести и агрессию. Вот наши кошки агрессии не знают априори, они воспитаны только на добре и ласке, поэтому к любому человеку идут с поднятым хвостом. У каждой кошки свой уникальный трюк. Кроме кошек, в театре есть несколько собак, которые тоже принимают участие в спектаклях.

- Кошки в ваших спектаклях в основном отца (Юрия Куклачева) или воспитанные лично вами?

- Сложно сказать, потому что театр не мой и не папин. Отец является его основателем, ну а я сейчас перенял бразды правления в свои руки. Больше, конечно, в творческом плане, ведь папе в следующем году будет 60 лет, ему уже довольно тяжело работать, он мало ездит на гастроли. Тем более, он пишет книги, создал Школу доброты. Это такая методика воспитания детей, очень действенная, ее уже одобрило Министерство образования России, практически во всех российских школах есть папины книги, проводятся лекции, методические уроки. Это отнимает у него очень много сил, поэтому в основном в театре работаю я.

- В вашем театре есть и коты, и кошки. Проблем не возникает?

- Никаких проблем, они прекрасно друг с другом ладят. У нас весной запланированные котята, они нужны, потому что театру всегда требуются новые актеры. Как показывает практика, проще воспитать своего котенка, чем взять откуда-то. Тем более взятое где-то животное может оказаться носителем какого-нибудь заболевания. Все кошки, пришедшие извне, проходят у нас месяц карантина, потому что животные у нас живут все вместе, не в клетках, а в вольерах – комнатах со стеклянными стенами.

- Чем вы кормите кошек?

- У каждой кошки свои предпочтения. Одни любят вареную курицу, другие – парную говядину, некоторые едят только "Вискас" или "Китикет" (в театре около 20 сортов различных кормов). Например, кошка по кличке Сосиска ест только сосиски, за что и получила свое имя. Мы учитываем вкусы каждого животного, ведь это артисты, и мы должны идти у них на поводу.

- Сколько всего кошек в театре?

- Всего в театре 150 кошек, поэтому у нас работают 4 ветеринарных врача, 15 человек персонала, которые ухаживают за животными. Кормить и причесывать кошек я стараюсь сам, потому что это животные, которые очень привязываются к человеку. Кошки должны мне доверять, чувствовать во мне и защитника, и друга, поэтому с ними нужно проводить много времени.

- А дома у вас есть кошки?

- К сожалению, не получается, потому что меня дома не бывает. У нас был кот Кузя, которого я отдал папе в театр. Сын плакал: "Деда, отдай Кузю, пусть он работает в театре у папы, а не у тебя". Но все утряслось.

- Случались казусы с кошками, которые выходили на сцену впервые?

- До того момента, когда кошка впервые выйдет на сцену, проходит много времени. Научить кошку делать какой-то трюк не очень сложно. Самый длительный процесс, чтобы животное вышло на сцену, не боясь зрительного зала, атмосфера которого на самом деле очень пугающая для кошки. В театре, когда папа работает, я беру новых, молоденьких кошек и хожу с ними по залу, чтобы их гладили, чтобы они понимали, что крики детей не несут угрозы. Иногда полгода-год ежедневных занятий проходит до того момента, как кошка выйдет на сцену.

Казус совсем недавно произошел с Борисом. Он вышел на сцену, был ослеплен светом рампы и, вместо того чтобы бежать по сцене, спрыгнул в зрительный зал и по проходу побежал к двери. Люди аплодировали, думая, что так и должно быть. Возле двери Борис остановился, понял, что сделал что-то не так, развернулся и побежал назад, причем не по проходу, а по спинкам кресел, по плечам и коленям зрителей, добрался до сцены и доделал свой трюк. Я, конечно, не подал виду, как будто так все и было задумано. Ведь с кошкой надо всегда быть в режиме импровизации. Чтобы она ни делала, надо принимать это как должное.

У нас кошкам разрешено практически все: они выходят на сцену, начинают там валяться, чесать коготки, вести себя спокойно, как дома. Причем если в России это воспринимается как само собой разумеющееся, то в других странах совершенно иная реакция. Когда мы выступали в Японии, кошка вышла на сцену, потянулась, посмотрела в зал – все японцы встали и стали аплодировать. Потом другая вышла, стала чесать коготки – опять все встали и захлопали. После спектакля мы обратились к переводчику: почему японцы так реагируют на выступление кошек? Оказалось, что японские зрители не могли себе представить, что кошка может на сцене вести себя так же естественно, как она ведет себя дома. Для них это нонсенс - как можно так выдрессировать кошку, для них это являлось непостижимым моментом. Папа создал театр, уникальный по своей структуре, специфике, где животные общаются с детьми. У нас он презентуется как детский театр, а вот в Америке и Японии, да и в Европе на спектакли приходят только взрослые.

- Помимо театра, чем еще вы занимаетесь?

- Сейчас я занимаюсь съемками полудокументального-полукомедийного фильма. Снято уже несколько эпизодов, еще не знаю, пойдет он на телевидение или будет продаваться на дисках в театре. Еще создается развивающая компьютерная игра для детей по мотивам нашего театра под названием "Сорванная репетиция". Ребенок будет помогать кошкам восстановить заляпанный мышами ковер, составляя, как паззл. У меня есть задумки еще двух компьютерных дисков. Еще пробую себя в журналистике, пишу книгу. Это книга о кошках в режиме альманаха. Там будет много историй, анекдотов, связанных с кошками. Будет раскрыта система, как можно дома найти общий язык с кошкой. Даже как научить ее банальным вещам, например, будет дано около 20 способов, как приучить кошку к туалету. Мне кажется, это будет очень интересная книга, даже серия книг.

- Когда вы в следующий раз посетите Харьков?

- Хотелось бы приехать в следующем году, но многое не от меня зависит. Эти гастроли были на грани срыва: тут и финансовый кризис, и то, что у нас в России творится, и жуткие отношения между нашими странами. Я, честно говоря, этого не понимаю, считаю, что это чистая политика. Как по-другому объяснить то, что нас, братьев-славян, сталкивают лбами, хотя мы любим друг друга? Это мне не понятно, но мы же с вами не отвечаем за то, что происходит. Мне кажется, что любая агрессия порождает только агрессию, по-другому быть не может. У меня как у человека, выросшего с животными в любви и ласке, любая агрессия вызывает что-то похожее на аллергию. Вот если б я был президентом… Хотя нет, вряд ли, это серьезная ответственность – решать за весь народ! Я хочу быть ответственным за то, что у меня есть, за тех маленьких существ, которых мы воспитываем. Если каждый будет заниматься своим делом, все будет хорошо. Главное – относиться ко всему с улыбкой и юмором, и тогда не будет никаких преград. Нужно порождать только доброту и любовь.

Справка "SQ". Дмитрий Куклачев родился 5 августа 1975 г. в Москве (Россия). Окончил цирковое училище по классу клоунады и режиссерский факультет Российской академии театральных искусств (ГИТИС). В 1991 г. во время гастролей в Англии Д.Куклачев был признан самым оригинальным актером Британии и отмечен призом "Золотая кошка".

Д.Куклачев ведет колонку о значимых медиа-событиях недели в деловой газете "Взгляд" и рубрику о животных в еженедельнике "Жизнь". Также активно занимается общественной деятельностью.

Жена Дмитрия Марина - педагог-хореограф, вместе с ним принимает участие в спектаклях и их постановке. Их 7-летний сын Никита занимается спортивной гимнастикой и шахматами. Сестра Дмитрия работает дизайнером, оформляет книги, декорации к папиному спектаклю, брат - артист балета, т.е. Дмитрий – единственный из детей Юрия Куклачева, который пошел по стопам отца.

Театр кошек – единственный в мире. 30 мая 2008 г. Юрий Куклачев передал его своему сыну. "Раньше я объявлял Диму как Иванова, не был уверен, что он дорос до мирового уровня. Но сейчас с гордостью заявляю: он дорос! Его любят и знают во всем мире, и со мной сравнения не к месту", - отмечает Ю.Куклачев. Театру уже 18 лет. В театре работает 150 кошек и 70 человек.

Кроме стран СНГ, труппа под руководством Д.Куклачева гастролирует в Англии, Израиле, Италии, Мексике, США, Японии.