Пресс-конференция М.Камчатного

- Добрый день, уважаемые журналисты! Сегодня мы хотели бы презентовать результаты нашего начального мониторинга старта предвыборной кампании. Мы планировали выдерживать большие сроки и информировать вас меньше, но увидели, что кампания будет кратковременной, и что все процедурные вопросы проходят за три-пять дней и переходят в другой этап предвыборной кампании. Поэтому мы решили, что в этот раз, может, мы будем давать чуть меньше информации, но чаще.

Все мы знаем, что на подготовку к выборам отводится всего полтора месяца, агитационная кампания будет продолжаться на протяжении месяца. Мое личное мнение: это достаточно позитивно. Единственное плохо, что политические силы узнали о правилах игры только за два месяца до старта кампании. Получилось, что, кроме политических сил правящей коалиции, которые в уме держали сроки выборов, другие участники предвыборной гонки о них не знали. Но, так или иначе, почему я позитивно отношусь к кратким срокам кампании, потому что считаю, что этого вполне достаточно для проведения местных выборов.

И так, что касается нынешней кампании выборов в местные органы власти. Первым объектом нашего внимания была деятельность территориальных избирательных комиссий (ТИК), которые были сформированы во всех административно-территориальных единицах области в соответствии с законом Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов". Всего в области сформировано около 490 ТИК: областная - 1, городские - 7, районные - 27, городские (города районного значения) -10, поселковые и сельские - около 450.

Областное отделение Комитета избирателей Украины (КИУ) провело детальный анализ состава 35 основных ТИК области относительно представительства политических сил в комиссиях и руководстве. Анализ показал, что подавляющее большинство своих представителей в ТИК имеют политические силы, входящие в правящую коалицию - 57% общего числа всех членов ТИК. 29% имеют представители оппозиционных партий и 14% - представители других политических сил. Такая же ситуация и с руководством в этих комиссиях. 58% руководящих должностей в ТИК (председатель, заместитель председателя, секретарь) занимают представители Партии регионов (ПР), Народной партии и Коммунистической партии Украины. 32% имеют оппозиционные политические силы и 9% - другие партии. Причем, если взять отдельно статистику по председателям ТИК, то правящая коалиция имеет аж 74%, из которых 49% принадлежит ПР. Такие же тенденции представительства в ТИК показал и выборочный анализ состава поселковых и сельских ТИК.

Мы констатируем, что такое непропорциональное представительство может привести к предвзятому отношению со стороны ТИК к отдельным участникам избирательного процесса и кандидатам, особенно к тем, которые будут представлять оппозиционные политические силы.

Относительно опыта работы в избирательных комиссиях, то, по нашим оценкам, в зависимости от района, его имеют от 40 до 60 процентов членов ТИК. Также хотим отметить, что в очередной раз политическим силам, которые имеют право формировать избирательные комиссии, было сложно обеспечить собственное представительство в ТИК, особенно в поселковых и сельских комиссиях. Поэтому мы прогнозируем, что некоторым членам комиссий будет проблематично выполнять возложенные на них обязанности. Поэтому не исключено, что в составе ТИК будут происходить замены.

Согласно календарному плану основных организационных мероприятий по подготовке и проведению местных выборов, все ТИК своевременно начали свою работу. В среднем в каждой комиссии было проведено 3-5 заседаний. Преимущественным большинством ТИК были рассмотрены вопросы распределения обязанностей между председателем, заместителем председателя, секретарем и членами ТИК по обеспечению ТИК необходимым помещением, транспортными средствами, средствами связи, а также режим работы и график дежурства, привлечение к работе в ТИК соответствующих специалистов.
28 сентября в ТИК состоялись заседания, на которых рассматривались вопросы о создании одномандатных мажоритарных избирательных округов. Конфликтов внутри ТИК между членами комиссий при работе замечено не было.

Что касается политических партий. Всем известно, что, согласно закону, ячейки политических сил начали проводить свои партийные конференции, собрания по выдвижению кандидатов в депутаты местных советов с 27 сентября. Большинство политических партий проводит эти мероприятия в закрытом формате. Только журналисты, близкие к этим силам, имели возможность наблюдать за процессом. Поэтому, к сожалению, общественности трудно оценить процесс выдвижения кандидатов с точки зрения прозрачности и соответствия демократическим процедурам.

Главной же проблемой при выдвижении мы считаем отсутствие открытой партийной дискуссии по формированию избирательных списков. "Сильная Украина" и "Единый центр" сообщили о проведении собственных праймериз, но то, что они потом представили общественности, было вообще не похоже на настоящий праймериз. Эти политические силы рассматривали праймериз лишь как предвыборную технологию для раскрутки своих будущих кандидатов в депутаты.

Несколько слов скажу о предвыборной агитации. Еще с начала сентября основные политические силы фактически начали агитационную деятельность. Больше всего собственную партийную символику по области разместила ПР. Это и бигборды, и большие растяжки на домах. Портреты представителей этой партии можно увидеть на плакатах, которые размещаются на остановках и коммунальном транспорте, в лифтах жилых домов и медицинских учреждениях. До официального старта предвыборной кампании можно было увидеть палатки с активистами ПР, которые распространяли газеты и фактически вели агитацию за свою политическую силу. Местные депутаты от ПР от своего имени устраивали разнообразные "праздники кварталов" с угощением их жителей, распродажей картофеля по демпинговым ценам и бесплатным распространением медицинских наборов. Конечно, как местные депутаты они имеют на это право, но мы хотим напомнить всем будущим кандидатам, что уже начался предвыборный процесс, и такие действия в законодательстве определены как подкуп избирателей, а это влечет за собой уголовную ответственность.

В отличие от ПР другие политические партии не так всеобъемлюще и активно напоминали о себе. Бигборды и лайтбоксы - это основные места, где размещают свою символику "Сильная Украина" и "Единый центр". Значительно меньше информации можно получить о других политических силах, таких как "Батьківщина", "Фронт змін", Коммунистическая партия Украины и т.д.

Хочу также сказать о слишком активной деятельности, которая вообще неестественна для государственного служащего, исполняющего обязанности харьковского городского головы Геннадия Кернеса. С юридической точки зрения, до сих пор он не нарушил ни одной нормы закона о местных выборах, так как средства на благоустройство города тратились от имени исполнительной ветви городской власти, а он на сегодня является ее руководителем. Однако хотим отметить, что это касается только времени до официального выдвижения его кандидатом. После выдвижения такая деятельность от своего имени может быть рассмотрена как деятельность от кандидата, и это может быть расценено как предоставление бесплатных услуг населению. С другой стороны, такой вопрос лежит в плоскости морали и этики политиков, а также политической культуры избирателей. Когда жители начнут лучше понимать, что на благоустройство города политики тратят не свои собственные деньги, а деньги налогоплательщиков, тогда эта "показуха" перестанет иметь предвыборный эффект.

Относительно администраций, органов местного самоуправления и исполнительной власти. Как правило, места для размещения агитационных материалов определялись органами власти, и в очередной раз этих мест недостаточно. Кроме того, те места, которые определены, не всегда удобны для участников выборов и плохо приспособлены для избирателей. Мы считаем, что недостаточное количество оборудованных мест для размещения и ведения агитации приведет к ограничению деятельности субъектов избирательного процесса и самой предвыборной агитации, что нарушает закон о местных выборах.

Массового или системного применения административного давления со стороны власти на участников избирательного процесса в этот период зафиксировано не было.

В то же время имели место факты задержания активистов "Зеленого фронта", которые распространяли листовки с негативной информацией о Г.Кернесе. Состоялся сомнительный обыск представителями милиции склада, где хранились эти информационные материалы.

Вообще, мы хотим предостеречь милицию от вмешательства в предвыборный процесс и рекомендуем больше внимания уделять не раздаче листовок и их критическому содержанию, а таким нарушением, как подкуп избирателей, предоставление бесплатных товаров и услуг избирателям, давление со стороны руководства предприятий и представителей власти на избирателей с целью принуждения поддержать ту или иную политическую силу.

Несколько слов скажу о средствах массовой информации (СМИ). К 20 сентября большинство местных СМИ разместили в газетах сведения о расценках на политическую рекламу. Почти все СМИ предоставляли информацию о будущих участниках предвыборной кампании. Большинство СМИ, преимущественно рейтинговых, пытались работать объективно и взвешенно, но некоторые медиа размещали откровенно заказные и заангажированные материалы. Особое внимание мы уделяем коммунальным СМИ, которые финансируются за средства налогоплательщиков. На наш взгляд, самым ангажированным медиа в области являются "Харьковские известия", причем это касается как газеты, так и телевизионных новостей, которые еще и выходят на частном канале. Это медиа преимущественно освещает деятельность городской власти, среди которых подавляющее большинство представителей ПР или дружных им политических сил. Результаты мониторинга местных СМИ дают основания констатировать, что газета "Харьковские известия" за средства харьковчан сегодня фактически стала "боевой" агитационной листовкой ПР и ее представителей.

Мы считаем, что государственные и коммунальные СМИ области должны объективно и беспристрастно информировать избирателей о ходе предвыборной кампании, предоставляя незаангажированную информацию о политических силах и всех участниках избирательного процесса.

- Если кандидат в депутаты, который не имеет средств на аренду стационарных городских рекламных носителей, разместит свою политическую рекламу, грубо говоря, на дощечке, которую повесит на заборе, это будет считаться нарушением закона?

- Норма закона о том, что органы власти определяют и благоустраивают места для проведения агитации, может служить поводом для манипуляций и запрета на размещение рекламной продукции в том или ином месте. Причем недавним примером этому были выборы президента Украины, когда кандидат в президенты, спикер Верховной Рады Владимир Литвин приезжал на встречу с избирателями в Купянске. Его команда за день до этого размещала приглашение, клеила плакаты. Их задержала милиция, сказала, что решением городского совета определено только семь мест для размещения агитационной продукции. Размещение предвыборных плакатов во всех остальных местах является административным нарушением. Поэтому лично я выступаю против этого и считаю, что вообще не нужно никаких ограничений для размещения агитационной продукции.

- То есть все-таки могут привлечь к ответственности за такое распространение рекламно-агитационных материалов?

- Да, могут, есть законодательный механизм, который может ограничить ведение агитационной кампании.

- Что касается подкупа избирателей, есть ли лимит, который бы определял, что это именно подкуп избирателей. Если, например, будут раздавать ручки - это будет считаться подкупом избирателя?

- Нет, сейчас лимита уже нет. Раньше был - в законе 2006 г., 2007 г., а потом убрали этот лимит. Я знаю, что в ходе бывшей президентской кампании вообще старались уходить от этого. Можно, конечно, дарить ручки, например, от общественной организации "Регионы Украины". Ну а что с этого можно иметь? Ну подарили ручку, дальше что?

- Так если подарят ручку, это будет считаться подкупом избирателя?

- В законе это не определено. Я думаю, что этот вопрос отдадут на усмотрение ТИК.

- Уточнение по поводу размещения агитационной информации. Бигборды считаются местом для размещения агитационных материалов?

- Честно говоря, даже не знаю. Биллборды - это частная собственность, они не принадлежат громаде, поэтому, думаю, на них можно размещать все, что угодно и где угодно.

- Сейчас идет регистрация кандидатов, скажите, на каких основаниях могут отказать в регистрации?

- Могут отказать только в том случае, если у кандидата документы не соответствуют нормам, требованиям. И то ему дается время для того, чтобы исправить недостатки.

- А если кандидат будет уличен в подкупе избирателей?

- В этом случае его могут снять с регистрации после двух предупреждений ТИК. Причем в законе не указано, что эти предупреждения должны быть подтверждены правоохранительными органами или судом. Если раньше нужно было такое подтверждение, то сейчас нет. Например, вы и я идем в депутаты. И если ваш представитель пойдет в комиссию и скажет, что он вчера видел, как мой представитель раздавал гречку, то решение будет принимать именно комиссия. Комиссия на свое усмотрение голосует и принимает решение. Она может просто поверить на слово. Второе ее предупреждение становится основанием для снятия с регистрации. Мы, когда принимался закон о выборах, обращали на это внимание как на самое слабое место этого закона, которым можно фактически расправляться со своими оппонентами.

- Каким образом в бюллетене будут представлены списки кандидатов в депутаты?

- В законе не определена процедура жеребьевки. Поэтому ТИК сама будет определять, как она будет размещать кандидатов в списках. Скорее всего, по мере поступления. Кого первым зарегистрируют, тот в списке будет первым. Поймите, эти мелочи не играют никакой роли. С точки зрения технологии, даже продажа дешевой картошки, раздача чего-то уже не работает. Люди у нас уже тоже как политики - двойной морали, они берут, но все равно голосуют, как сами хотят. Это ж касается и порядка расстановки кандидатов в списках. Какая разница, будет он первым или четвертым. Кто хочет, тот найдет своего кандидата. Бабушек, которые плохо видят, мало, к тому же они тоже очень принципиальные и найдут своего кандидата.

- Куда вы направляете свои претензии, рекомендации, которые только что озвучивали? На них обращают внимание правоохранительные органы?

- Вот через СМИ мы и обращаемся к ним, хотим обратить их внимание на ряд аспектов. Сейчас посмотрим, как пройдет кампания. Но я не думаю, что правоохранители будут сильно вмешиваться в кампанию, наоборот, думаю, что они не будут вмешиваться. Поэтому мы не зря обращаем внимание на такие моменты, как подкуп избирателей, предоставление бесплатных услуг, товаров и давление со стороны руководителей тех или иных предприятий на своих работников.

- Я правильно поняла, что, по вашему мнению, милиция будет принимать равноудаленную позицию от всех кандидатов, политических сил?

- Да, мы надеемся, что милиция будет вести себя так, как вела себя на последних президентских выборах, т.е. равноудаленно от всех кандидатов. Но время покажет. Все надеются на честность выборов, и мы надеемся.

- Вы сказали, что большинство политических сил, кандидатов от оппозиции узнали об условиях выборов и перечне своих округов всего лишь за месяц-два до их начала, что ставит их в неравные условия с партией власти, потому что у них оставалось мало времени с избирателями. А что мешало кандидатам в депутаты топтаться на своих округах и проводить там работу?

- А какой смысл топтаться, если ты не знаешь своего будущего округа?

- По-вашему получается, зачем работать с избирателем, если не знаешь, сможет ли он за тебя голосовать?

- Нет, вы не перекручивайте. Во-первых, я имел ввиду другие политические силы, не оппозицию, а новые политические силы, такие как "Сильная Украина", "Фронт змін". Ведь БЮТ - не новая политическая сила. Во-вторых, вся эта кампания напоминает такой пример: все спортсмены бегут кросс 200 м, только все стоят на старте за 200 м до финиша, а ПР - за 100 м. Вот это и есть яркий образец этой предвыборной кампании. Получается, что ПР нужно бежать 100 м, а остальным - по 200 м. Почему? Потому что она имеет административный ресурс, финансовый ресурс: яркий пример - посмотрите на наш город, организационный ресурс. Плюс ко всему, они себе в законе создали приоритеты. Конечно же, ничто не мешало другим политическим силам проводить работу с избирателем, но это не нормально, когда вы начинаете игру и меняете правила в процессе этой игры.

- Какие партийные конференции, которые прошли, вы считаете наиболее закрытыми? Меня лично удивила городская организация "Батьківщини", на которой был абсолютно закрытый режим. Зато на конференцию ПР я прошел свободно.

- Это потому, что вы являетесь помощником члена ПР. А вот мы звонили и нам сказали, что режим конференции закрытый, и представитель газеты "Точка зору" не попал на эту конференцию.

Суть в том, что все политические силы у нас - это закрытый политический клуб, который, вместо того чтобы опираться на мнение и поддержку избирателей, делает "междусобойчик": собрались, поговорили, что-то решили, вышли и озвучили. Как "Сильная Украина" праймериз проводила. Сами выбрали 10 человек и сказали: вот мы выбрали, теперь вы выбирайте. Подождите, раз вы говорите, что вы настолько открыты и готовы провести настоящий праймериз, то давайте, покажите всех своих кандидатов или хотя бы сделайте то, что озвучили. Они же говорили, что принимают всех желающих, и они могут поучаствовать в праймериз. Но этого не произошло. "Единый центр" немного ближе к настоящему праймериз, но это из-за того, что одним из лидеров партии является Игорь Попов (экс-председатель КИУ - "SQ"). Он, наверное, рассказал им, как нужно делать.