Добрый день, уважаемые журналисты! Сегодня мы хотим презентовать вам второй мониторинговый отчет о местных выборах за период с 1 по 14 октября. Итак, относительно деятельности территориальных избирательных комиссий (ТИК). Особых замечаний у нас к ним нет, каждая комиссия провела где-то 5-6 заседаний. Комиссии работают слаженно, без конфликтов. Единственное - есть определенные замечания к попыткам некоторых членов комиссий сделать их работу немного закрытой от представителей других партий.

Например, в Харьковской городской ТИК члены комиссии выражали негодование по поводу того, что председатель комиссии "тянет одеяло на себя". Это выражается в том, что он сам пытается составлять протоколы заседаний, хотя это должен делать секретарь, также какие-то технические вопросы по набору: набирает каких-то сторонних людей, не обсуждая это с другими членами комиссии. Хотелось просто напомнить, что комиссия является коллегиальным органом, все равны в правах, и нет никаких преференций ни у председателя, ни у его заместителя, ни у секретаря. Поэтому, если такие случаи есть, то мы рекомендуем комиссиям обратить на это внимание и решать эти вопросы коллегиально на открытых заседаниях.

Мы отметим, что информация о регистрации была распространена вовремя, претензий у нас нет. Согласно календарю выборов Государственный реестр избирателей передал комиссиям предварительные списки избирателей в двух экземплярах, и комиссии занимались формированием участковых избирательных комиссий. Как всегда с наибольшими проблемами при формировании комиссий столкнулись небольшие политические силы. Они фактически не имеют кадрового ресурса. Также, по неофициальной информации на местах, представители мелких партий обращались в штабы основных кандидатов с просьбой помочь им в человеческом ресурсе, представить людей, которых бы они подали от себя. Имеют место также случаи обратного процесса: когда парламентские партии обращались к более мелким партиям с просьбой зарегистрировать от этих партий людей. Но этот взаимный обмен существовал и на прошлых выборах, поэтому новостью это не является. По предварительному анализу, около 70% членов комиссии имеют опыт работы на выборах. Интересно изменились политические симпатии членов комиссии. Они выдвигаются от других партий. Например, раньше человек работал в теризбиркоме от партий "Батьківщина" или "Наша Украина", а сейчас выдвигается от УСДП, партии "Реформы и порядок" или даже от Партии регионов. Есть и другие примеры, когда члены комиссии от Партии регионов на прошлых выборах сейчас представляют какие-то незначительные партии или, в частности, партию "Відродження".

Комиссии утвердили тексты избирательных бюллетеней, и сейчас решается вопрос их количества, и где будут их печатать. Ну и самый интересный вопрос: сколько же члены комиссии получают? Естественно, это неофициальная информация, и всем известно, что политические партии тоже финансируют кампании не из официальных источников. По нашей информации, премия члену комиссии, который работает от политической силы, в районах области составляет от 500 до 1 тыс.грн., в Харькове - от 500 до 2 тыс.грн., в зависимости от финансовых возможностей политической силы. Максимальные цифры, естественно, у лидеров гонки.

Мы просмотрели программы политических партий. Все они похожи друг на друга, носят популистский характер, нет конкретики. Иногда, бывает, обрисовывают проблему, которая есть в городе, не ставят какую-то определенную задачу, иногда какие-то механизмы показывают, но не объясняют, как они решат проблему, где возьмут для этого деньги. Как правило, более качественные программы у основных политических сил, за 10 лет они натренировались, более приближены программы к сути выборов, освещаются не только общенациональные проблемы, но и проблемы местного значения. Можно выделить несколько блоков: власть и партия, которая идет к людям; программа реформирования ЖКХ; программа социально-экономического развития; экологические проблемы, актуальные сейчас.

Что касается предвыборной агитации, то по сравнению даже с 2006 г. она ведется достаточно вяло. Большинство партий и кандидатов вообще не проводят агитацию "в поле" непосредственного общения с избирателем. Основная форма агитации - электронные СМИ. В основном размещается информация о лидерах, меньше информации о партиях, еще меньше - о кандидатах. Появилось много политических роликов на рейтинговых телеканалах. Вся предвыборная агитационная кампания очень похожа на третий тур выборов президента Украины 2010 г. В ней в основном используется имя и лицо национальных лидеров, в отличии от местных лидеров. Это Янукович, Литвин, Кличко, Тигипко.

Нами была зафиксирована агитационная продукция либо без выходных данных, либо с фальсифицированными данными о количестве экземпляров и ответственном за выпуск. В частности, в Изюме распространялись наклейки Коммунистической партии Украины без выходных данных. Ну а в Харькове вся продукция из серии "Лицо старой власти", направленная против прошлого губернатора, с нашей точки зрения, достаточно сомнительного происхождения, на которую стоит обратить внимание правоохранительных органов.

Что касается органов власти, то грубых случаев препятствования проведению политической агитации с их стороны мы не заметили. Хотя в это же время местные органы власти иногда используют свои плановые мероприятия для проведения агитации. В Изюмском горсовете нами зафиксирован случай, когда была встреча кандидатов от Партии регионов с участковыми квартальными. Мне кажется, это элемент скрытой политической рекламы. Возможно, там не было прямой агитации, но какие-то приоритеты в пользу некоторых кандидатов были расставлены. Кроме того, в штабе "Рідної Вітчизни" нам сообщили, что в Купянске их кандидату отказали в помещении, сославшись на то, что Дворец культуры железнодорожников перегружен.

В очередной раз у нас есть претензии к государственным и коммунальным СМИ, которые продолжают предоставлять ангажированную информацию об участниках предвыборной кампании. Фактически некотрые информационные ресурсы стали медиа партии власти и освещают ее деятельность только в позитивном контектсте, другие политические силы освещаются ими, в лучшем случае, нейтрально, а то и в негативном контексте, особенно те, кто принадлежит к оппозиции.

Почему мы делаем акцент на государственных и коммунальных СМИ? Потому что они финансируются за счет налогоплательщиков и обязаны подавать информацию объективно, предоставлять неангажированную информацию обо всех участниках выборов. На прошлых выборах у нас были определенные претензии к медиа "Харьковские известия". На этих выборах добавилась Харьковская областная телерадиокомпания, которая размещает материалы, несущие в себе элементы не только скрытой политической рекламы, но и "черного" пиара. Это касается информации о борьбе Авакова и Кернеса за пост харьковского городского головы.

Ну и добавился раздел у нас новый - "Преследования за политические убеждения". К сожалению, в Харьковской области произошло несколько случаев таких преследований. Вы, наверное, знаете о них: с должности главного врача Краснокутской районной больницы был уволен брат одного из кандидатов, господин Черныш, ну а также случай нападения на члена избирательного штаба "Батькiвщины" Ляшенко. Ценные вещи не забрали, и она утверждает, что это нападение по политическим мотивам, так как в ее адрес неоднократно звучали угрозы.

- В нынешней кампании участвует много партий, тем более, впервые это смешанная система. Не утонет ли избиратель в бюллетенях? Какого размера они будут? И второй вопрос. Вы говорили, что агитация ведется вяло, но вместе с тем есть агитки, которые бросают в почтовые ящики, календарики. Кто идет на такие технологии? Можете уточнить по партиям?

- Дадут ли такие технологии результат, можно оценить только после выборов. Но если сравнивать с 2006 г., то я не нахожу такого количества агитационной продукции в своем почтовом ящике, как это было тогда. По поводу первого вопроса - у нас не первый раз смешанная система, у нас были выборы в парламент 1998 и 2002 гг. по смешанной системе. А чем здесь отличается? Конечно, из-за короткого срока кампании людям сложно разобраться в кандидатах, особенно в тех, что в списках партий. Поэтому они будут голосовать за те политические симпатии, которые у них есть. Но суть смешанной системы в этом и заключается. Когда они отдают свой голос за партию, то они отдают формирование списка партий на совесть политической силе. И по идее партия должна вносить туда людей непубличных, которые, может, не умеют выступать, но зато они специалисты. Я бы так формировал свой список, например. А по мажоритарному округу идет человек публичный, которому нравится выступать, который готов говорить с избирателями. И эти две системы друг друга компенсируют, и, на мой взгляд, смешанная система более эффективна, чем просто мажоритарная или пропорциональная. Если в партиях идет идеологический вопрос, то мажоритарная система учитывает территориальный фактор. Я думаю, опыт голосования был у наших людей, и они разберутся.

- Вы говорите, кампания идет вяло, а все утверждают, что ситуация в связи с выборами в Харькове будут жесткая...

- Жесткая она только в контексте выборов мэра. Все. Больше я не могу сказать, что идет противостояние политических сил. Если сравнивать с 2006 г., то кампания очень вялая. Нет такой активности, особенно со стороны новых политических сил.

- Разве молодым партиям не выгодно показать себя? С чем связано то, что они вяло себя ведут? Мало денег?

- Финансовый кризис, конечно, тоже играет роль, особо никто не хочет тратиться. Есть, конечно, технология "от двери к двери", когда кандидат ходит по квартирам, рассказывает о себе, что он есть. Я, правда, не ощущаю, что ее используют. Не знаю, почему они этого не делают. У меня такое впечатление, что многие партии вышли "для галочки". Или они думают, что только по названию за них будут голосовать? Но те времена уже прошли.

- Были ли грубые нарушения в ходе предвыборной агитации со стороны кандидатов? Если да, то какие?

- Нет, мы же констатировали, что грубейших нарушений со стороны кандидатов нами зафиксировано не было. Если что, штабы партий нам бы сказали, мы с ними постоянно контактируем.

- Как вы объясните то, что некоторые партии и организации, например, "Громадська сила" или "Батькiвщина" не могут найти помещения для своих офисов?

- Помещения предоставляет собственник. Мы предполагаем, что есть определенное давление или не то, чтобы давление, а рекомендации предпринимателям отказываться предоставлять помещения "Батькiвщине". Штаб партии должен был предусмотреть такой вариант и думать об этом заранее.

- В ТИК подали заявления УНП и партия "Свобода". Они требуют, чтобы Геннадию Кернесу теризбирком вынес предупреждение, но это не сделано. Почему?

- Комиссия действительно не смогла принять решение. Случилось то, что мы предполагали, что теризбиркомы не будут замечать нарушений со стороны провластных кандидатов, но зато очень внимательно будут смотреть на деятельность кандидатов от оппозиции.

- Политологи говорят, что явка избирателей будет низкой...

- Это невозможно предсказать.

- А может повлиять то, что выборы будут только местные?

- Конечно, повлияет то, что выборы будут только местные, то, что нет такого накала. А причина того, что нет накала, - короткая кампания. А скорее то, что большинство кандидатов узнали о своих округах только за 27-28 дней, что не позволило им мобилизоваться. Что еще может повлиять? Дождь, холодная погода, Хэллоуин для молодежи, перевод часов... Почему еще люди могут не прийти на участок?

- Какое будет положение наблюдателей на выборах?

- Общественным организациям разрешили быть наблюдателями на выборах, но ввели странную процедуру. Общественная организация должна быть зарегистрирована на раньше, чем за год до выборов плюс иметь в статуте описание того, что она наблюдает за выборами. Второй момент: организация должна быть всеукраинской, хотя выборы местные. Нет логики. И регистрируем мы своих наблюдателей в ЦИК. Логики я не вижу. Ограничили нас даже в сроках регистрации, нужно регистрироваться за 10 дней. Что касается международных наблюдателей, то они едут только после принятия соответствующего решения международных организаций. Интерес у них есть: посмотреть, выдержит ли правящая партия экзамен местными выборами, как пройдет голосование и подсчет голосов. Если найдут ресурсы - приедут.