- Добрый день. Спасибо за проявленный интерес, нет мест в зале - это хорошо. Готов сразу отвечать на ваши вопросы.

- Расскажите об итогах харьковского праймериз, который проводила "Сильная Украина" (СУ). Почему именно Евгений Гутков был выдвинут кандидатом от вашей партии, человек, который известен узким кругам, а далеко не всем харьковчанам? 


- Сразу могу сказать, что особенного участия в отборе кандидатов в мэры я не принимал. Почему? Потому что этим занималась партийная организация. Это их выбор, они принимали соответствующее решение. И скажу  откровенно, для меня самое главное, чтобы прошел человек, который понимает, что нужно делать. Придя в местную власть, необходимо наладить хорошую работу, чтобы это почувствовали граждане. Я буду уважать тот выбор, который есть. Сразу могу сказать, что мы с Евгением Гутковым были знакомы. Мне кажется, что у него есть те качества, которые позволят ему быть хорошим мэром. Во-первых:  есть характер, а Харькову это обязательно нужно, чтобы выстоять эти выборы. Второе: у него есть бизнес-воспитание, потому что он сам сделал свое дело. Он хороший строитель и стал лауреатом государственной премии как раз за строительство в 2009 г. Мне кажется, что он будет хорошо понимать, что такое инвестор, а я считаю, что для вас сегодня и для всех местных советов вопрос инвесторов и инвестиций - это вопрос №1. Поэтому уверен, что общими силами мы могли бы поддержать Евгения, и он был бы хорошим мэром.

- Почему харьковская облорганизация "СУ" не выдвинула Андрея Лесика, ведь он победитель праймериз?

- Мы только что переговорили коротко с Андреем, и я еще бы хотел продолжить с ним дискуссию. Мне кажется, что он очень хороший, перспективный молодой парень. Сразу могу сказать, что если кого-то пугает 27 лет, то меня точно не пугает, потому что для работы в партии самое главное - желание. Это как по Высоцкому: настоящих буйных мало. В партии нужны буйные, потому что это люди, которым больше надо, чем другим, потому что тут надо приходить и часто говорить неприятные вещи, выходить первым на какие-то проблемы. Поэтому я не знаю – почему не выдвинули. Принимает решение партийная организация. Может быть, пока Лесик не смог настолько себя проявить, чтобы его поддержали и выдвинули. Но он идет по списку в городской совет, и очень хотелось бы, чтобы Андрей никуда не пропал, чтобы мы вместе работали. Мы, пройдя выборы, не хотим никого потерять, хотим только нарастить  команду. 7-8 тысяч членов партии по области - это хорошая команда, будем добирать дальше. Партия - такой механизм, где нужно объединяться: вместе, вместе, вместе. То, что он известен в городе, это хорошо, значит у Лесика хорошая перспектива.

- Оппозиционные депутаты заявляют, что при продаже своего банка вы заработали 750 млн.долл. и не заплатили налог. Скажите, пожалуйста, сколько же вы заплатили налогов по старому кодексу и сколько бы заплатили по новому налоговому кодексу?

- Я в последнее время стал узнавать про себя многое. Позавчера я был в Одессе и узнал, что являюсь владельцем 69 кораблей Черноморского флота, об этом пишут газеты, мне показывают реальные листовки на эту тему. Цифры, о которых вы говорите, не верные. Что касается сделки, то она проводилась в очень серьезной юридической компании, поэтому я вообще не переживаю за юридическую составляющую. То, что нужно было по закону, я заплатил. Что касается Налогового кодекса, то по части налога физических лиц, для людей, которые будут получать 15 минимальных заработных плат, налог на доходы физлиц будет составлять 17%, а не 15%, как для всех.

- Кто ваши люди, которые идут в местные органы власти, кто, например,  кандидаты в депутаты и кандидат в мэры Чугуева?

- Мы только что встречались с кандидатами и могу сказать, что есть две основных позиции, которые необходимо делать мэру и местной власти в первую очередь. Первая: привлечение инвестиций. Если местная власть научится создавать условия для инвесторов, тогда это хорошая местная власть. Пока у вас в Харькове это не получается. Вы теряете позиции с каждым годом, вас обгоняют другие области. Вы не умеете создавать инвестиционный климат, и посылы на центральную власть не принимаются. Это, прежде всего, должна решать местная власть. По стране уже есть примеры небольших городов, где мэр работает очень эффективно.

Могу привести примеры других стран. Например,  только за последние годы Калуга (Россия) привлекла 1,5 млрд.долл. Более 60 объектов новых строят, второй автомобилестроительный завод ставят у себя. И все это в чистом поле, не имея газа, нефти, никакого сырья, а имея только хороших администраторов. Там создали «единое окно», куда приходит инвестор и говорит, что он хочет вложить, допустим,  1 млн.долл.,  его берут за руку  и проводят по всем инстанциям. У вас таких - раз-два и обчелся. Вот я был сегодня на плиточном заводе. Там мощнейшее оборудование, в два раза сократили расход газа на производство. Так вот самое главное, если местная власть не займется инвесторами, не ждите от такой власти ничего хорошего. Положить асфальт, что-то где-то подчистить, - это не существенные вещи, это можно разово сделать.

В  Чугуеве проблемы точно такие же, как по всей стране. Необходимо, в первую очередь, делать «единое окно», взять инвестора за руку, помочь ему, создать условия, сделать микроклимат. Все что я смогу, тоже буду инициировать. Налоговый кодекс - сразу скажу: он будет принят! И пусть хоть сутками стоят демонстрации. Потому что, оставаясь 181-й  из 183 стран по уровню налогового законодательства, мы не дождемся никакого инвестора.

- Интересно, Вам самому нравится тот вариант Налогового кодекса, который приняли в первом чтении?

- Давайте разберемся. Я слышал, что многим не нравится то, что налог был увеличен с 200 грн. до 600 грн. по упрощенной системе для физлиц. Об этом все говорили - уже снята эта проблема. Каким образом? Этот налог был центральным налогом, шел в центральный бюджет, сейчас он передан в местный бюджет и нижняя планка убрана. Сегодня этот налог будет колебаться с 0  до 600 грн. по решению местных советов. Вопрос снят, думайте, кого избираете в местные советы. А те, кто придет в местные советы, должны сказать: вот тут птичий рынок, тут будет 0, потому что тут не до жиру, тут не с чего платить. Сюда пришел пенсионер, который должен получить какую-то небольшую поддержку, а чем-то другим поддержать государство он не сможет. Что касается оптовых рынков, то там можно установить и до 600 грн. Но могу сказать, что на оптовых рынках за свое место в месяц платят по 5-6 тыс.долл. И я считаю неправильным позволять собственникам рынков получать такие деньги, и при этом государство ничего не будет получать. Тут нужно немного перераспределить систему. Чтобы помочь этому перераспределению, мы примем закон о внутренней торговле. Сейчас мы начали его писать с малыми предпринимателями для того, чтобы закрепить всех за своим местом, своей собственностью, чтобы убрать всех посредников. Что еще? Чтобы не было непосильной нагрузки, сняли рыночный сбор, который тоже был очень существенным. Вторая позиция, которая многим не нравилась: почему 300 тыс. грн.? С одной стороны мы хотим, чтобы не ставили кассовый аппарат, т.е. чтобы полностью убрали контроль и не было никакой отчетности. И я считаю, что это правильно. Если туда придет кассовый аппарат, туда придет налоговый администратор. И это уже будет очень тяжело. Но это не очень большая проблема, потому что знаю, что можно открыть второе предприятие и получить объем реализации не 300 тыс.грн., а 600 тыс.грн. Но все-таки, почему на это пошли? Если взять статистику за прошлые годы, 85% физлиц, которые работали на упрощенной системе, имели объем реализации в размере 100 тыс. грн. Не 300 тыс.грн., а меньше. Поэтому мы и пошли на это дело. Хотя сейчас думаем о стимулирующих вещах, которые смогут увеличить эту планку. Вполне возможно, что поставят этот кассовый аппарат, тогда будет 600 тыс.грн., а может и больше. Но, с другой стороны, мы же дали альтернативу: в Налоговом кодексе сказано, что те, кто переходит на общую систему налогообложения, получает для малого бизнеса объем реализации 3 млн.грн., и налог на прибыль - 0. Упрощенный бухгалтерский учет: сейчас уже обработали его первый вариант. Мы приняли его, и теперь отчетность раз в квартал, а не каждый месяц. Почему-то все молчат, что харьковские авиастроители получат 0% налога на прибыль на 10 лет. Такие же льготы получат еще судостроители, легкая промышленность и гостиничный бизнес. Все молчат по Налоговому кодексу, что ввели режим автоматического возврата НДС, который больше всего беспокоит производителей.

Мы многие вещи просмотрели, пробовали разобраться со многими отраслями. Мы пятая в мире страна по экспорту программного продукта. На 1 млрд. долл. мы сегодня экспортируем программного продукта. Там есть своя специфика, которая заключается в том, что 80% этого бизнеса - это заработная плата. Мы сделали для этого бизнеса все условия, чтобы только наращивать его объемы.

Мы внимательно относимся ко всем предложениям. Если мы вчера имели 42 налога, то завтра будем иметь 23. Налог на прибыль был 25%, а будет 19%. Начиная с 2012 г. будет еще сокращаться на 1%. НДС было 20%, в 2014 г. мы поставили 17% - это будет самый низкий НДС и налог на прибыль в Европе. Все для инвестора, для него, родного.

- Говорят, что не определена процедура сбора налогов, поэтому увеличиваются полномочия налоговых органов. Скажите, новая редакция Налогового кодекса, принятая в первом чтении, окончательна?

- Сложно говорить о таких вещах. Когда мне говорят, что усиливается где-то позиция налоговой администрация, я хочу понять – где? Она везде ослаблена. Вот я хочу, чтобы мне сказали конкретно: была такая норма, а стала такая-то. А эти общие разговоры…А я говорю, что наоборот – ослабляется, потому что очень трудно будет так, как сейчас: не принять  отчет, или сослаться, что компьютер завис или база зависла. Введена ответственность налогового администратора за то, что он не принимает отчет, теперь на нем  прямая ответственность.

- А что касается проверок налоговых органов?


- Ничего не увеличивается. Наоборот, идет определенное ограничение. Мы готовы смотреть и слушать. Вот этот Налоговый кодекс, который уже принят в первом чтении,  сейчас дорабатывается. Его пишет бизнес, предприниматели, которых мы взяли из консалтинговых компаний, которые представляют европейскую бизнес-ассоциацию, американскую торговую палату, Совет предпринимателей и Совет работодателей. Очень умные и токовые ребята, которые очень внимательно смотрят на все законодательство и четко его прописывают. Поэтому это пишет не бюрократия. Я понимаю, чем все это закончится, если дать возможность  написать Налоговый кодекс Налоговой администрации.

- Видел ваше интервью, где вы говорите, что не советуете давить на "СУ". Ощущаете какое-то давление? Есть ли какое-то давление по Харькову?

- Могу сказать, что определенное давление ощущаем. Сегодня разговаривал с Михаилом Марковичем Добкиным (губернатор Харьковской области – ред.) по этому поводу. Думаю, что по Харькову все вопросы должны быть сняты, потому что определенные  суды, которые идут  по стране, носят определенный политический характер. Сегодня  утром  я узнал, что наше название не зарегистрировали по всей Луганской области. Т.е. тянули, тянули, а сегодня апелляционный суд в Донецке признал, что это не "Сильная Украина", а  "Трудовая Украина". Теперь вся область выпадает. Причем это уже последняя инстанция. Мы, конечно, сейчас будем судиться дальше, для нас это важная область,  у нас там второй рейтинг и самая большая по стране партийная организация – я считаю, что это чистое политическое давление. Но своим коллегам и друзьям по партии всегда говорю: бороться до последнего! Никто не придет и на блюдечке не принесет тебе депутатское место, власть. Мы понимаем, что и как нужно делать.  Бонус слишком большой: поменять жизнь можно только через центральную, местную  власть. Более того, если в центре будут самые прекрасные решения, а на местах не будет изменена власть – ничего не получится. Если не будет инициативы снизу – ничего не получится. Поэтому будем воевать, чтобы ни было – будем воевать.  

- Какие первые шаги вы сделаете, придя к власти в Харьковской области?


- Если говорить масштабно, то местная власть концентрируется на двух вещах. Во-первых: инвестиции. За это спрашивают с администрации во всем мире . Любая местная власть отчитывается за количество рабочих мест, которые создала. Китай создал за 10 лет 100 млн. рабочих мест. Получается совершенно новая производительность. Это то, что делает плиточный завод. К сожалению, в два раза уменьшилось количество работающих на нем людей, но объем производства вырос на 50%. И у людей есть хорошая зарплата, никто уходить не хочет. Вот это то, что было бы нужно делать местной власти.

А второе – это качество жизни. Какую воду пьют, есть тепло или нет, как с экологией.  И, конечно же, нам надо думать о новых условиях для инвесторов. С одной стороны я вижу, что есть определенная динамика в Харькове, есть сильные администраторы. Не будем называть фамилии, но, как по мне, они немного жути нагоняют на инвесторов. Это никому не понравится. Сразу могу сказать – не понравится. Сегодня у инвесторов очень большой выбор. Если бы жути нагнали на казнокрадов, вот это было бы то, что надо. Уйдут инвесторы, и, в конце концов, получите очень плохой результат.

- Какие предприятие сейчас готовят к приватизации?

- Сейчас нужно быстро найти консультантов, которые бы помогли нам разобраться с тепловой энергетикой. Для нас она критичная. Почему? Потому что мы имеем 50% тепловой энергетики, которая очень дорогая, не экономная, требующая модернизации. Тут государство само не справится. Сюда нужно привлекать частные инвестиции. Вот это, наверное, самые важные задачи в вопросах приватизации на ближайшее время.

- Как долго будет продолжаться рост цен на продукты питания? Вопрос к вам, как к вице-премьеру, а не как к лидеру партии.


- Если хотим изменить ситуацию, конечно, нужно работать комплексно. Вот то, что мы сделали по Налоговому кодексу, нужно сделать везде. Я думаю, что если будет возникать вопрос по малому бизнесу, уверен, нужно его поддержать. Только что мы говорили о секонд-хэнде. Все говорят, что за меня не будут голосовать те люди, которые секонд-хэнд возят. Если ко мне придут производители, которые занимались секонд-хендом и покажут, каким образом мы можем поднять легкую промышленность в стране, я готов идти на любые уступки. Готов. Но я собрал конкретных производителей, которые мне говорят: нам дают фурнитуру, ткань, мы переработали, нам заплатили копейки, которых хватило только на заработную плату.  Иногда дают оборудование, которое мы должны отрабатывать. После этого нашу продукцию разгрузили, мы наклеили немецкие или итальянские бирочки, и продукция уехала. Параллельно китайский ширпотреб, секонд-хэнд – сюда. Если мы не создадим условия для нашей легкой промышленности, которая очень интересна для экономики, быстрооборотна, вся работа сведется на "нет". Поэтому нулевая  ставка на легкую промышленность, поэтому есть определенные оградительные барьеры, будем прописывать таможенное законодательство.

 Если  говорить о сельском хозяйстве. Что на подходе: таможенное законодательство.  Такая же группа предпринимателей. Я им сказал: мы выдадим новый подход к таможенному законодательству, где будет максимум прямых норм. Нужно сделать минимум контакта чиновника и бизнеса. Надо  выйти на тот вариант, который есть в Европе. Сегодня  в Европе таможенники досматривают меньше 1% груза, а у нас бывало, что 8% контейнеров. Сюда все деловые министерства свой нос сунут, все контролируют. А, в конце концов, круговая порука там происходит. Думаю, что многие вещи нам удастся изменить. Сельское хозяйство будет тогда, когда мы создадим с одной стороны избыток продуктов, а с дугой – мощности для хранения этих продуктов. Мы сейчас анализируем ситуацию и видим, что все овощные базы, которые были до этого, практически похоронены.  И у нас падают цены,  у нас дефляция, нет холодильников, негде хранить продукты. По стране государство будет строить пять мощных овощных продуктовых оптовых баз, очень больших. Аналог сегодня есть во Львовской области. 
Это огромный рынок, куда  приезжают на машинах и продают оптовыми партиями. Магазины, рестораны – все могут купить. Через время еще больше построим. Также отрабатываем программу по строительству холодильников.  Причем, скорее всего, мы пойдем на снижение ставки со стороны правительства, чтобы получить мощности, хотим, чтобы бизнес инициировал это дело.  Думаю, что определенные позиции получат еще и областные администрации. Мы отрабатываем сокредитование сельского хозяйства.  И планируем начать очень жесткую систему госзакупок. Мы должны зимой, в начале весны финансировать уже закупки в аграрный фонд. Потому что когда мы начинаем сейчас включаться, получается очень дорого, к тому же мы ломаем рынок для экспорта.  Вот такие мощные усилия по целому ряду направлений нужно делать.  А сегодня пока что прикрываем экспорт гречки, уменьшаем экспорт зерновых. Не самое лучшее решение, к сожалению, но  в данном случае идем на какие-то вынужденные меры, к сожалению.

- Скажите, что, по Вашему мнению, нужно для того, чтобы Харьков вернул себе первый статус. Возможно, нужны какие-то реформы на местном уровне?


- Конечно, Харьков очень интересен для страны, прежде всего, как научный, производственный, машиностроительный центр. Лучше всего работать с отраслями. Вот они приходят и говорят: «Нам надо собрать ректоров вузов, математические факультеты. Потому что нас как производителей не устраивает программа обучения. Нам надо, чтобы вы дали нам больше свободы, мы сами  готовы подсказать, что нам надо, что надо знать современным программистам, которые  конкурентоспособные в мире».  И сегодня я готовлю это совещание. Там будет министр Табачник, будут около 15 ректоров, мы будем думать, как дать свободу ректорам и в финансовом плане  тоже.

Что касается машиностроения. Нужно делать, как на западе. Есть площадка. Пусть она разворованная, ничего в ней осталась. Условно говоря, есть коммуна, государство, которое взяло и проинвестировало эту площадку, завело мощности. И после этого выставляйте на показ. Газ есть, электричество есть, мы готовы принять инвестора. Тоже самое делает Калуга.  И поездки по инвесторам, и презентации. Плюс к этому, мы должны подчеркивать хороший настрой. А не так как у нас: "А сколько вы нам заплатите, чтобы вы к нам пришли и проинвестировали?". Вторая позиция: если мы будем постоянно назначать таких администраторов, которые у нас сегодня часто приходят на производство… Вот у того же Гиршфельда машиностроение получается.  Завод в Лозовой неплохо работает на оборонные заказы. В три смены без выходных второй машиностроительный завод работает – производит подшипники. Почему на других машиностроительных заводах не получается  так? Да потому что нет инициативы, нет хозяина, потому что воруют с убытков, а не зарабатывают с прибыли.

Чего от нас ожидать? Я уже сказал – Налоговый кодекс, который будет намного интереснее, чем был. В таможне мы также изменим ситуацию. Мне нравится пример Грузии. За 15 минут в электронном варианте можно зарегистрировать компанию. Мы отменяем подходы к санэпидемстанции, делаем упрощенную процедуру банкротства.
Хороший также пример Польша: они не побоялись демократии, никто не рулил вручную - кого избирать, кого допускать на выборы, а кого, как в Луганской области, закрыть полностью. Они с уважением относились к выбору людей. Что называется – демократия!

 Вторая позиция: это рыночные реформы, рыночная экономика. Если эти вещи сделать – мы поменяем страну, ради этого можно много чего терпеть!