Участник: ведущий эксперт Харьковского института социальных исследований, кандидат социологических наук Андрей Черноусов.

- Здравствуйте, уважаемые журналисты! Мы сегодня вас пригласили, чтобы рассказать о результатах исследования, которое летом проводил Харьковский институт социальных исследований при поддержке международного фонда "Возрождение".

Мы провели массовый опрос респондентов, было опрошено 200 респондентов в 9 районах Харькова. Опрос проводился методом случайного отбора с выполнением всех требований, которые выдвигаются к социологическим опросам. Данная методика не была изобретена нами, мы ее адаптировали, используя британско-американский опыт проведения социсследований. В частности, респонденты отвечали на вопросы, начиная от того, становились ли они жертвами преступлений за последние годы, и заканчивая тем, насколько безопасно они себя чувствуют в своей квартире, подъезде, доме и так далее. Учитывая то, что наше государственное устройство, конечно же, отличается от британского и американского, мы его адаптировали под нашу реальность. Мы получили достаточно интересные данные. Отмечу, что мы не впервые проводили такой опрос в Украине. Были попытки альтернативной оценки милиции еще в 2000 г. Тогда этот опрос проводился учеными Университета внутренних дел под руководством профессора Александра Бандурки. Они проводили эксперимент по внедрению в Коминтерновском районе Харькове и Дергачевском Харьковской области новых форм взаимодействия милиции и населения.

Как же население оценивает работу милиции? В свой опрос мы не закладывали никаких специальных критериев. Мы просто подходили к гражданам и спрашивали: "Насколько хорошо вы оцениваете работу милиции?".  Вот какие результаты мы получили.

 В целом по Харькову высоко оценивает работу милиции 30,8% населения, низко - 44,7%, затруднились ответить около 25% опрошенных. В принципе оценки населения относительно работы милиции очень сильно разнятся по районам. Буквально они колеблются от 69,5% плохих оценок в Орджоникидзевском районе до 43,8% хороших оценок в Дзержинском районе Харькова.

Одним из важных критериев оценки эффективности является видимость, т.е присутствие милиции, полиции. Мы спросили у наших респондентов, знают ли они своего участкового инспектора милиции, начальника своего районного отдела милиции, где находится пункт участкового и где находится районный отдел внутренних дел. Мы получили очень интересные ответы. Например, 74% харьковчан не знают своего участкового инспектора милиции. Может быть, многим из вас эта цифра ничего не скажет, но, обратившись к функциям и задачам участкового, мы поймем, что это первый человек, с которым должен и может контактировать человек по таким проблемам, как бытовые конфликты, споры с соседями, хулиганы на лавочке, пьяные компании и так далее.

Начальника райотдела знают еще меньше респондентов -  90% населения Харькова в своих районах проживания не знают начальника районного отдела милиции. Когда мы пытались сравнить структуру и функции американской полиции, то, конечно же, в США шериф более публичен, более открыт, чем наш начальник райотдела. Может быть, это связано с тем, что наши начальники часто меняются, хотя такого глубокого анализа мы не проводили.

Один из важных моментов, на котором я бы хотел остановиться, - частота контактов населения с милицией. Здесь нам открываются удивительные выводы: оказывается, большинство людей, порядка 50% обратившихся в милицию за помощью либо со своей проблемой, остались довольны работой милиции, 23,7% сказали, что с ними обращались очень вежливо, 20,2%  - достаточно вежливо, около 20% - безразлично. Я должен сказать, что это хороший показатель, который свидетельствует о том, что мнение населения о милиции носит стереотипный характер. Что это означает на языке простого человека? То, что каждый гражданин формирует свое мнение и знание о чем-то, в данном случае о милиции, не из собственного опыта, а из историй знакомых, фильмов, сюжетов СМИ, газетных и интернет-публикаций.

Мы считаем, что уровень частоты контактов достаточно низкий, но это не значит, что милиции нужно больше задерживать. Контакты с милицией - это не только задержание и составление протоколов. Это профилактическая работа в трудовых коллективах, учебных заведениях, встречи с совладельцами многоквартирных домов, уличными комитетами. Это постоянный контакт, который в большинстве своем не должен быть связан с каким-то преступлением, правонарушением.

Очень интересная информация по вопросу, попадали ли вы в течение последнего года в ситуацию, в которой работники милиции, по вашему мнению, нарушили ваши права, права близких или недостаточно хорошо выполняли свою работу? Конечно, здесь не идет речи о нарушениях прав человека либо превышении служебных полномочий. Мы говорим о чисто субъективном мнении человека. Данные по некоторым районам разнятся. Например, в Орджоникидзевском районе этот показатель равен 1,4%,  Октябрьском -  8,7%. Это те люди, которые считают, что их права были нарушены. Всего лишь 3% всего опрошенного населения предприняли какие-то меры по обжалованию этих действий. Мы спрашивали, по каким причинам они не обжаловали решения, ответы разные: не знал процедуры, опасался реакции со стороны работников харьковской милиции, слишком много прошло времени после инцидента и так далее.

Важным разделом нашего исследования было отношение к милиции. Мы задали простой вопрос: что вы чувствуете при виде сотрудника милиции в форме? Получили очень интересные ответы. 17,6% населения при виде миллионера чувствуют уважение, ровно столько же опрошенных -  недоверие, получается достаточно противоречивая ситуация. Мы думаем, что это объясняется скрытностью, непубличностью, отчужденностью милиции, что и вызывает достаточно противоречивые мнения. 15,4% опрошенных чувствуют настороженность, 14% - доверие, 6,7 % - беспокойство. Очень важно, что значительная часть населения, почти половина - 43%, вообще не испытывает никаких эмоций, люди чувствуют безразличие. Кроме того, оказывается, 26,7% харьковчан готовы помогать милиции в любой ситуации. Это очень высокий показатель, учитывая, что мы так долго жили в стране с тоталитарным режимом.

Ситуация очень отличается по районам. Есть два района-лидера: 45% респондентов в Коминтерновском и 41% в Червонозаводском районе готовы помогать милиции. Почему это важно для милиции? Потому что она должна понимать, что какой бы мощной, численной по составу, оснащенной не была милиция, без помощи населения ее работа будет сложной. Мы говорим об опросе свидетелей, привлечении понятых, помощи при охране общественного порядка, раскрытии преступления, получении информации и так далее. Это очень позитивный показатель, потому что, несмотря на многие негативные истории, которые появляются в медиа, все-таки у населения остается желание сотрудничать. Думаю, что милиция должна всячески использовать этот ресурс.  В этом же разделе мы спросили, какие недостатки, по мнению населения, есть у милиции. Здесь я тайну не открою: на первом месте с рейтингом 45,6% - коррупция, вымогательство и взяточничество, на втором - бездействие, на третьем - нежелание защитить простого человека, на четвертом - безнаказанность работников милиции. Кроме того, среди недостатков называлась жестокость по отношению к задержанному, черствость, непрофессионализм. Самый мелкий недостаток нашей милиции - это неопрятный внешний вид: его отметили всего лишь 1,5 % респондентов.

Также важным в данном исследовании является проявление уровня латентной преступности, т.е. скрытой преступности, о которой не сообщили в органы правопорядка. Мы выяснили, что порядка 20% преступлений остаются латентными. Как показывает практика, уровень латентной преступности всегда больше, чем цифра, полученная в ходе опросов.

Перейду к выводам, которые, мне кажется, будут интересными. Хочу отметить, что по результатам соцопроса выйдет книга. Также мы планируем провести круглый стол с руководителями правоохранительных органов - это и МВД, и прокуратура, и суд. Такие мероприятия одобряет и министр внутренних дел Анатолий Могилев, который недавно заявил, что существующая оценка милиции не годится. Оценивать работу только по статистическим показателям уже невозможно.

Данное исследование не претендует на самостоятельное использование, оно носит факультативный, дополнительный характер. Конечно же, мы не отрицаем важности статистики, но акцентируем свое внимание на том, что оценка по количеству переданных дел в суд не отражает тех вещей, которые может дать этот опрос. Удивительно, но большую часть населения беспокоят неосвещенные улицы, громкие компании и так далее. Их меньше всего беспокоит, как идет расследование убийства в соседнем подъезде, потому что часто люди, живущие в одном доме, могут не знать друг друга. Хотя, на наш взгляд, освещенность дворов - это не совсем милицейская проблема.

Также мы получили интересную информацию, что у харьковчан достаточно высокий уровень страха перед преступностью: около 66,8% опрошенных боятся стать жертвой преступления. Наиболее распространенным называют ограбление или кражи на улице. Дальше идет мошенничество, квартирные кражи и так далее.

Также нам удалось выявить некоторых жертв преступлений. Около 50,1% из них не стали обращаться в милицию по разным причинам - не верят в способность милиции помочь, считают свою вину в случившемся более значимой…

На что направлено данное исследование? Мы хотели продемонстрировать способность  таких методов дополнить общую картину работы милиции. Такие показатели, как ощущение безопасности, оценка деятельности милиции, оценка нарушения прав человека, должны быть добавлены в общую оценку деятельности милиции.

- Есть ли у вас статистика других стран на предмет того, насколько там доверяют работе милиции?

- У нас есть такая статистика, более того, наше исследование похоже на европейское, которое называется "Евробарометр". И есть исследование работы международной системы юстиции, которое проводится на всех континентах. Так вот, наш уровень доверия к милиции, который колеблется в районе 17-18%, достаточно низкий, но характерен для развивающихся стран. Мы должны брать не только страны, но и этапы их развития. Например, такой уровень доверия к милиции был в Польше лет 10 назад.

Сказать о развитых демократиях можно следующее: уровень доверия к полиции в Великобритании колеблется от 35-50%. В США приблизительно такой же показатель.

- В каком районе Харькова население больше всего опасается преступности?

- Максимально небезопасно харьковчане чувствуют себя в чужих районах города. Максимально безопасно - в своем автомобиле. Есть разбивка по признакам безопасности: в своей квартире, подъезде своего дома, районе проживания, других районах, общественном транспорте. В своей квартире наиболее безопасно себя чувствуют жители Ленинского района - 25,2%, Дзержинского - 25,7%. Если говорить о безопасности в родном районе, то в этом отношении опасаются за свою безопасность жители Червонозаводского района (40,8%), Коминтерновского - 38,5%, Дзержинского - 39,5%.

- Оценивая недостатки милиции, харьковчане говорили, откуда у них сложилось такое мнение о коррупции, бездействии милиции…Они сами сталкивались с милицией или просто наслышаны об этом?

- Ответ на этот вопрос хочу начать с характеристики проведения опроса. Давно на моей памяти не было такого тяжелого опроса - было много отказов.

Отвечая на ваш вопрос. Вспомните цифру по частоте контактов - 25% населения имело контакт с милицией. Я говорю о разных видах контактов, их порядка 18-20 видов. Поэтому мнение, о котором вы спрашиваете, скорее всего, стереотипное, оно основывается на тех случая, сюжетах, историях из жизни, которые люди слышали, видели, знают от родственников, знакомых. По нашему мнению, представление харьковчан о милиции искаженное, не нагружено личным опытом. Мы очень часто слышим, что милиция плохая от тех людей, которые не имели с нею никакого контакта.

- На одной из пресс-конференций вы говорили об эксперименте, суть которого заключалась в установке видеонаблюдения в райотделах милиции. Сейчас этот эксперимент продолжается?

- Речь шла не совсем о видеонаблюдении. Имелась в виду установка электронного регистратора в Октябрьском райотделе Харькова. Идея установить его в дуэте с камерой видеонаблюдения принадлежит областному руководству милиции. Позже, по-моему, было принято распоряжение об оборудовании всех подразделений милиции камерами видеонаблюдения. Оборудовали или нет - не готов сказать. Точно знаю, что все городские райотделы оборудованы.