- Сегодня фактически началась вступительная кампания, поскольку проходят первые экзамены в режиме внешнего независимого тестирования. Оно является составной частью того, что каждый абитуриент внесет при поступлении в вуз. Слава Богу, что в этом году это один из вкладов, ибо в предыдущие три года сертификат с оценкой внешнего тестирования был единственным документом, который давал право на продолжение образования в вузе. Выскажу свою личную позицию. В последние годы была внедрена практика внешнего тестирования, результаты которой давали право на поступление в вуз. Тем самым весь путь, который прошел человек в среднем образовании, перечеркивался, он был не нужен!

Предположим, ученик занимался очень плохо, но в силу каких-то талантов, репетиторских усилий за один месяц своего выпускного года подготовился к внешнему тестированию, не тратил свои силы на учебу, а просто подготовился, поступил и все. Таким образом, среднее образование обесценивалось. Сначала оно обесценивалось как бы де-факто, а потом и де-юре. Ведь старшеклассники знали, что понадобится только три экзамена, которые нужно учить. Так сначала в старших классах знают, а потом узнают в средних и младших классах! И таким образом у нас исчезнет общее среднее образование! Может быть, главная заслуга в нашем образовании – это хорошее общее среднее образование. В этом году угроза ликвидирована, поскольку мы не перечеркиваем среднее образование и средний балл аттестата. В нижнюю строку дополнения к аттестату будут вписаны усредненные оценки, попавшие в аттестат. Т.е. оценка по сертификату внешнего тестирования - это первая составляющая при поступлении, усредненная оценка по аттестату - вторая.

Система последних лет ставила крест и на среднем, и на высшем образовании. Получалось, что университеты должны были слепо принимать абитуриентов по оценкам сертификата и не могли при этом задать свой вопрос, который покажет способность абитуриента к выбранной специальности. Думаю, мы к этому придем, и у нас получится разумная триада, когда средний балл аттестата, сертификат внешнего тестирования и вопрос вуза - все это будет учитываться при поступлении. В этом году есть пока средний балл аттестата и сертификат внешнего тестирования. Сертификат внешнего тестирования выпускники уже получили, и это еще одно отличие от прошлых лет. Они сейчас сдают тесты, один из которых обязательно украинский язык и литература (26,5 тыс. выпускников пройдут его за три дня), и два экзамена, один из которых обязательный - это история Украины или математика, в зависимости от выбора, примерно по 19,5 тыс. выпускников выбрали эти предметы. Некоторые решили на всякий случай сдать и тот, и другой: может, в гуманитарное направление пойдут, а потом передумают. А третий экзамен (вообще можно сдать до пяти экзаменов) - это экзамен, результат которого нужен для поступления в тот или иной вуз по специальности, на которую будет претендовать абитуриент. Здесь тоже есть некоторые проблемы: некоторые ребята зарегистрировались до 31 марта на определенные предметы, но не на те, которые им нужны. Таких случаев единицы, меньше 0,1%, но они есть.

До 23 июня абитуриенты будут проходить тесты, а с 15 июля можно будет подавать документы в вузы. Подавать документы можно будет в пять вузов на три специальности в каждом, фактически 15 возможностей. 31 июля - крайний срок подачи документов. Приемные комиссии начнут проверять, сверять данные с Национальным центром тестирования, нет ли какого вранья. И когда скажут, что все честно, то вывесят рейтинг-лист в каждом вузе с пометкой "рекомендуется к зачислению". Но это еще не зачисление, потому что только в один вуз абитуриент сможет сдать подлинники документов. И вот здесь получится, что будет масса недобора. Из списков рейтинг-листов "рекомендуется к зачислению" многие исчезнут. И будет ситуация, непривычная для прошлых лет, - ситуация с недобором. Таким образом, сейчас начинается ответственное, но свободное творчество абитуриентов. Будет дано пять дней, чтобы определиться с вузом, если абитуриент заслужит право поступить в несколько вузов. Только после этого появится приказ о его зачислении.

Если говорить еще об особенностях поступления в этом году, то я бы отметил, что появилось более рациональное, разумное, социальное отношение к льготным категориям. Ситуация, с одной стороны, очень гуманная. Но есть и другая сторона. Ибо все-таки пока есть конкурс, он должен проходить по критерию знаний. Государство как бы имеет возможность создать фонд, из которого будет оплачиваться обучение в вузах этих льготников. Это была бы хорошая социальная мера. Потому что если льготники поступают в вуз просто в силу своих социальных или физических особенностей, это не совсем справедливо по отношению ко всем остальным. В этом году первая попытка некоторой рационализации этого вопроса сделана: вузы должны взять не всех льготников, но не меньше 25%.

- Льготники тоже имеют возможность подавать документы в пять вузов на три специальности?

- Да, здесь они на равных. Они могут принять участие в поступлении или в форме вступительных экзаменов, или в форме внешнего независимого тестирования. В этом их преимущество. Еще между ними как бы будет конкурс, при этом им дается не менее 25% мест.

- В связи с демографическим спадом в ближайшее время намечается ли объединение, укрупнение вузов? Имеется в виду, что в вузы не будет конкурсов и им не на что будет выживать.

- Во Франции 90 вузов, в Украине - 900. Франция в первых 10-15% по результатам образования, Украина - в последних 10% по результатам среднего образования. Франция в первой десятке Нобелевских лауреатов, Украина - нет. Если мы будем говорить о достижениях образования и науки, то у Франции они несоизмеримо выше. Конечно, нам нужно укрупнять. У нас просто некачественное образование. Но сейчас сферу образования в стране возглавили образованные люди. Думаю, будут приняты правильные меры, чтобы ситуацию сделать рациональной. Думаю, они будут заключаться в укрупнении, в коррекции величины госзаказа, в каких-то изменениях в соотношении контрактников и бюджетников. А теперь то, о чем я хочу сказать. Я вспоминаю, как пару месяцев назад министр образования Дмитрий Табачник был атакован за то, что он якобы выступает против внешнего тестирования. Жаль, я не взял с собой, но сейчас бы показал вам постановление Кабмина №1095 от 25 августа 2004 г., подписанное премьер-министром Виктором Януковичем, завизированное вице-премьером Дмитрием Табачником, по которому у нас впервые появился документ "О некоторых вопросах внедрения внешнего оценивания". Он содержал в себе эволюцию, постепенность. Мы только сейчас бы выходили на то, что у нас уже успешно применяется.

- Сегодня первый день, когда пишутся тесты. Как все прошло, были ли трудности?

- Все 35 пунктов тестирования открылись вовремя, инструкторы и ответственные прибыли вовремя. На рассвете служба спецсвязи привезла пакеты с материалами, представители госслужбы охраны, которые были расставлены во всех пунктах тестирования, приняли эти пакеты и спрятали в сейфы. 86,3% зарегистрировавшихся для участия во внешнем независимом оценивании знаний в Харьковской области прибыли в пункты тестирования. Потом все эти конверты были правильно и вовремя вскрыты. Процедура такова, что подлог невозможен. А те 13,7%, которые не пришли, это выпускники прошлых лет. Выпускники этого года приходят на тесты практически всегда. В 2010 г., если помните, наряду с сертификатами внешнего независимого оценивания этого года можно использовать сертификаты 2008 и 2009 гг. А те, у кого сертификат 2007 г. и более ранний, заранее зарегистрировались на всякий случай, то есть могут прийти, могут не прийти... Это обычная ситуация для выпускников прошлых лет.

Есть один случай, когда сегодня кто-то пользовался мобильным телефоном, его попросили выйти. Также следует сказать, что за ходом тестирования в регионе следили 30 наблюдателей от общественных организаций и 10 представителей СМИ.

- Какова ситуация сейчас по выплате зарплаты учителям? Есть ли задолженности?

- На сегодня ситуация самая лучшая, я бы сказал, идеальная: долга по зарплате нет. Да, на протяжении предыдущих нескольких месяцев была набольшая задолженность по сроку выплаты. Мы должны 16-го числа платить, а выплачивали 18-го. Да, задержка была на несколько дней и несколько тысяч. Если учесть бюджетную ситуацию, долг, который мы приняли от предыдущего времени.

- Есть ли информация от конкретных вузов о недоборах, сокращении специальностей в харьковских вузах?

- Понятно, что приближающаяся коррекция сети учебных заведений может коснуться нашего города. Я отношусь к тем, кто верит, что Харькова это не коснется, и я имею для этого основания. И упаднические разговоры не веду.

- Недавно председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов заявлял о возможности введения уроков православия в харьковских школах. Рассматривается ли эта возможность, и как вы к этому относитесь?

- Это предложение рассматривается. Но эти уроки должны быть в религиоведческом формате, то есть это не проведение церковных церемоний на уроках православия, а предоставление информации о том, что такое православие, какие другие мировые религии существуют, в чем их схожесть и отличие. Также это рассматривается в факультативном формате. Мое мнение? Как государственный чиновник высокого ранга я, безусловно, буду выполнять все решения или уйду в отставку, если почувствую, что это несовместимо, но, думаю, таких решений не будет. А вот мое человеческое мнение: каждый желающий может прийти в церковь, и служители церкви с огромным удовольствием расскажут о православии и литературу дадут. Но лично мне по-человечески ближе те страны, в которых священник к забору школы не подойдет. Правда, Россия активно вводит уроки православия, и не только в религиоведческом плане. Но мир очень разный, в мире нет двух одинаковых систем образования. Я не вижу ничего страшного в появлении факультатива религиоведческого плана. Хотя, конечно же, возникнут вопросы у представителей других конфессий. Вообще вопросы, связанные с языком, конфессиями и национальностями, очень тонкие, даже на пресс-конференциях лучше их не трогать. Из-за них все войны, и не только с использованием оружия.

- Получат ли медалисты какие-то преимущества в этом году при поступлении?

- В этом году очень много медалистов. Думаю, что школьную медаль нужно отмечать, создать специальное место дома, хранить, ведь это результат отличной учебы ребенка. Но учеба закончилась. Средний балл аттестата будет рассматриваться как одна из составляющих взноса в высшее образование, а медаль говорит о прошлых заслугах, о том, что на определенном этапе ребенок был хорош и замечателен, но теперь надо сражаться за место под солнцем с помощью новых средств. В этом году медаль не дает никаких преимуществ. Я считаю, это справедливо. Да, это заслуга, но уже за что-то состоявшееся, за прошлое, нельзя же с этой медалью идти по всей жизни, претендуя на льготы, на особенные условия.