Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) рассчитывает получить из госбюджета 365 млн.грн. Об этом говорится в проекте "Программы экономического и социального развития Харьковской области на 2013 г.", который был рассмотрен на заседании комиссии по вопросам социально-экономического развития региона, инвестиций, международного и межрегионального сотрудничества Харьковского облсовета. Средства планируется получить уже в первом квартале 2013 г.

Финансовую помощь авиазавод направит на выплату купонного дохода по облигациям ХГАПП (178,6 млн.грн.), оказание помощи в урегулировании отношений с кредиторами, в частности, с лондонским банком "State Street Bank" (83,1 млн.грн.), а также на решение вопроса реструктуризации долга перед бюджетом и внебюджетными фондами в сумме 104 млн.грн. Харьковский облсовет намерен сотрудничать с центральными органами власти и лоббировать интересы завода в этих вопросах.

В то же время по информации "Forbes", в 2013 г.  для удешевления кредитов на приобретение отечественными авиаперевозчиками самолетов украинского производства может быть выделено 5 млрд. грн. Об этом говорится в проекте плана мероприятий по реализации Госпрограммы активизации развития экономики на 2013-2014 гг. (разрабатывается под руководством первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова).

Как отмечается в документе, эти меры позволят вывести на безубыточную работу Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и улучшить финансово-экономические показатели серийного производства самолетов на ГП "Антонов" (Киев). В то же время пока что в госбюджете-2013 под указанные проекты финансирование не предусмотрено.

В проекте плана мероприятий также предлагается списать долги государственных авиапредприятий перед бюджетами всех уровней и социальными фондами; освободить банки и другие кредитные учреждения от уплаты налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов авиакомпаниям, и другие меры. Как ожидается, реализация вышеприведенных мер позволит сохранить около 60 тыс. рабочих мест в авиационной промышленности и создать новые; выпустить к 2020 г. самолетов, авиационных двигателей и другой авиационной техники на 100 млрд.грн., направить в бюджеты разных уровней около 30-35 млрд. грн. и обеспечить рост зарплаты в отрасли в 2-3 раза.

Справка "SQ". Харьковский авиазавод выпускает Ан-140, Ан-74, а также комплектующие для Ан-148. Кроме авиазавода свою продукцию для авиационной отрасли выпускают также ПАО "ФЭД", ГП "Харьковский машиностроительный завод "ФЭД", ПАО "Волчанский агрегатный завод" и ГНПО "Коммунар".

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в закон Украины "Об Общегосударственной программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупке по государственному оборонному заказу". Как пояснил один из разработчиков проекта, нардеп-харьковчанин Виталий Немилостивый (фракция "Батьківщина"), изменения нужно внести для того, чтобы обеспечить выполнение программы создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупку по государственному оборонному заказу, а также гарантировать выполнение соответствующих межгосударственных обязательств между Украиной и Россией.

По данным Немилостивого, достигнута договоренность с Россией о производстве 62 самолетов Ан-70. Доля отечественного производства в этом проекте составляет 40%, что обеспечит возврат 20% стоимости в виде налогов в бюджеты разных уровней. Кроме того, существуют протоколы о намерениях по производству к 2022 году около 20 самолетов Ан-70 для других стран. Все это требует скорейшего завершения разработки самолета и налаживания его серийного производства.

Выполнение экспортной составляющей программы в объеме примерно 80 самолетов позволит дополнительно улучшить все технико-экономические показатели отрасли и получить около 6,5 млрд.долл. валютной выручки. Поскольку примерно 40% в проекте составляет доля отечественного производства, это позволит получить 4,2 млрд.грн. поступлений в государственный и местные бюджеты, Пенсионный и другие государственные фонды.