украинскогоУкраинского читателя, кажется, удивить уже невозможно. Государственное предприятие, у которого пытаются украсть миллионы? Бывало неоднократно. Суды, которые принимают незаконные решения? Читали об этом тысячи раз. Рассказанная ниже история была бы банальна, если бы не несколько интересных моментов. Предприятие, которое пытаются кинуть, – харьковский "Турбоатом", промышленный гигант, пожалуй, самое успешное государственное предприятие Украины. Суд, вынесший решение, идущее вразрез не только с законом, но и со здравым смыслом, – целый Высший хозяйственный суд. А предприятие, которое пытается увести с "Турбоатома" миллионы, является… государственным! Или почти государственным. Но – обо всем по порядку.

Итак, в конце 2012 года ОАО "Турбоатом", 75% акций которого принадлежит государству, подписало контракт на модернизацию турбины Криворожской ТЭЦ, которая входит в ДТЭК. При этом генеральным подрядчиком по контракту была государственная корпорация "Укрмонтажспецстрой", выигравшая объявленный ДТЭКом тендер. "Турбоатом" выступил субподрядчиком, заключив договор с "Укрмонтажспецстроем". Вопрос, почему контракт не был заключен напрямую, следует адресовать заказчику и генеральному подрядчику. Для харьковских турбостроителей подобная ситуация была немного необычной, но в целом для рынка турбостроения выполнение субподрядных работ является вполне нормальной практикой, и никто не заподозрил неладного. Тем более, генеральным подрядчиком выступила корпорация, имеющая в своем названии слово "государственная".

"Турбоатом" осуществлял поставку и монтаж оборудования, ДТЭК никаких претензий к "Турбоатому" не имел, и все было бы хорошо, если бы в ходе оплаты контракта, которая осуществлялась частями, не образовалась задолженность "Укрмонтажспецстроя" "Турбоатому". Ее общая сумма, включая пеню, штрафы и инфляционные начисления, которые по понятным причинам оказались не малыми, составила около 13 миллионов гривен.

ОАО "Турбоатом", руководствуясь буквой закона и пунктами контракта, обратилось в суд, имея все основания рассчитывать на справедливое решение. После этого стали происходить события просто невероятные. Ответчик, корпорация "Укрмонтажспецстрой", не стала спорить насчет образовавшегося долга, тем более, спорить там было не о чем. Вместо этого она подала ответный иск на сумму в 15 миллионов – 7,5 миллионов штрафа и столько же пени. Причина – нарушение сроков контракта: якобы "Турбоатом" не вовремя выполнял свои контрактные обязательства. При этом, напомним, за все то время, что выполнялся контракт, ДТЭК не имел к "Турбоатому" ни малейших претензий. Но "нарушение сроков", на которое ссылался "Укрмонтажспецстрой", формально действительно имело место. Дело в том, что при выполнении таких контрактов поставка и монтаж оборудования осуществляется частями, и сроки поставки могут сдвигаться на несколько дней в силу объективных причин, связанных, в том числе, с готовностью заказчика принять оборудование и начать его монтаж. Это вполне обычная ситуация в турбостроении, и на подобные вещи никто внимания не обращает. Значение имеет только конечная дата – момент, когда оборудование полностью смонтировано, проверено и полностью готово к эксплуатации. Да и эта дата иногда переносится, в том числе в международных контрактах. В общем, дело это обычное и до суда доходит только в том случае, если нарушение сроков поставки и монтажа оборудования становится критичным для заказчика. За всю 80-летнюю (!) историю "Турбоатома" таких прецедентов практически не было, что, кстати говоря, позволило харьковскому предприятию на протяжении десятилетий оставаться в числе лидеров мирового турбостроения.

Но Хозяйственный суд города Киева разбираться в тонкостях сложившейся в турбостроении практики не стал. Не стал он разбираться и с тем, откуда взялась сумма в 15 миллионов, которую ловкие руководители "Укрмонтажспецстроя" решили получить с "Турбоатома". Судье Босому В.П., как оказалось, разбираться было вообще недосуг. Он просто добросовестно изложил в решении аргументацию сторон и именем Украины вынес решение – все правы. Т.е. "Укрмонтажспецстрой" должен "Турбоатому" 13 миллионов, и "Турбоатом" должен "Укрмонтажспецстрою" - 15. В итоге "Турбоатом", который первый обратился в суд для того, чтобы вернуть средства, причитающиеся ему по контракту, оказался должен ответчику 2 миллиона гривен.

Подивившись такому "соломонову решению" Хозяйственного суд города Киева, юристы "Турбоатома" подали апелляцию. При этом они решили, что раз суды в Украине по какой-то неведомой причине перестали разбираться в таких "глупостях", как обоснованность претензий сторон, то неплохо бы избавить суд от этих сложностей. Они обратились в аудиторскую фирму "Экспертиза" с просьбой дать независимую оценку ситуации. Фирма входит в консалтинговую корпорацию, работающую на рынке более двадцати лет, и репутация этих аудиторов безупречна. Вывод экспертов был такой: претензии "Турбоатома" обоснованы, претензии "Укрмонтажспецстроя" - тоже, но даже если подходить к вопросу чисто формально, не учитывая специфики рынка, то все, на что может претендовать "Укрмонтажспецстрой", - полмиллиона гривен штрафа и пени, но никак не 15 миллионов.

Неизвестно, принял ли во внимание Киевский апелляционный суд мнение экспертов или судьи апелляционного суда, в отличие от судей суда первой инстанции, добросовестно отнеслись к своим обязанностям, но их вердикт практически совпал с мнением аудиторов: "Турбоатом" полностью в своем праве, а вот "Укрмонтажспецстрой" может довольствоваться примерно той же суммой, которую определила "Экспертиза". Причина проста и она изложена в решении суда: если оборудование поставляется и монтируется поэтапно, штрафы и пени начисляются не на всю сумму контракта, а на ту часть поставляемого оборудования, которая была поставлена с нарушением сроков. В случае контракта между "Турбоатомом" и "Укрмонтажспецстроем" речь шла об оборудовании, стоимость которого составила всего 2% общей суммы, и уже от этих двух процентов должен исчисляться размер штрафных санкций.

В общем, доверие к судебной системе, пошатнувшееся после суда первой инстанции, было восстановлено, и на этом история должна была закончиться: "Турбоатом" вернул бы всю причитающуюся ему сумму, отдав штраф за просрочку поставки оборудования. Штраф - это, конечно, неприятно, но с другой стороны, это можно было воспринимать как некий "налог на законность": "Турбоатом", обратившись в суд за законным восстановлением своих прав, сам выполнил все пусть и формальные, не принятые в отрасли, но законные требования посредника.

Но дальше произошло невероятное: судьи Высшего хозяйственного суда, куда обратилась корпорация "Укрмонтажспецстрой", Сыбига Александр Николаевич и Ходаковская Ирина Поликарповна, под председательством Божок Валентины Степановны вынесли потрясающее своей оригинальностью решение. Требования "Турбоатома" суд не то чтобы не признал совсем, а, скажем так, засомневался в их законности. При этом судьи Высшего хозсуда не стали утруждать себя выяснением обстоятельств и просто… направили эти требования на рассмотрение в суд первой инстанции - туда, где, напомним, судьи тоже не склонны разбираться в обстоятельствах дела. А вот требование 15 миллионов за просрочку поставок, которое выдвинула корпорация "Укрмонтажспецстрой", Высший хозсуд признал полностью законными! Это при том, что Апелляционный хозяйственный суд и независимые эксперты уже признали эту сумму абсурдной.

После этого эстафету сомнительных с точки зрения закона решений подхватила исполнительная служба. В конце июля было начато исполнительное производство по взысканию 15 миллионов с "Турбоатома" в пользу "Укрмонтажспецстроя", а в начале августа появилось постановление об аресте средств "должника", т.е. харьковского промышленного гиганта. Машина выполнения абсурдного решения Высшего хозсуда уже запущена, несмотря на протесты заводчан и Фонда госимущества, который, кажется, остался единственным государственным органом Украины, который находится на стороне "Турбоатома" и государства.

При этом свое веское слово все еще может сказать Минюст и исполнительная служба: исполнители могут остановить выполнение решения суда. Во-первых, потому, что "Турбоатом" сделал зачет встречных требований на сумму 15 миллионов и обратился в Хозяйственный суд Киева с требованием остановить выполнение незаконного судебного решения о взыскании с предприятия этих средств. Да, с точки зрения справедливости и здравого смысла такое решение заводчан кажется странным, ведь таким образом вопрос о долге "Укрмонтажспецстроя" турбостроителям, с которого и началась эта история, временно снимается. Но когда речь стала идти об откровенном грабеже (а по-другому действия "Укрмонтажспецстроя" назвать нельзя), вопросы здравого смысла отошли на второй план: на первый план вышла необходимость защитить государственное предприятие от грабителей. Совершив взаимозачет требований, "Турбоатом" сам добровольно выполнил решение суда, что сделало бессмысленными действия исполнителей по взысканию средств.

Во-вторых, 75,22% акций "Турбоатома" принадлежит государству, поэтому по закону "О введении моратория на принудительную реализацию имущества", имущество предприятия не может быть отчуждено, и исполнители, накладывая на него арест, нарушают закон. Но в этом случае, как и в случае с зачетом встречных требований, исполнители могут прикрыться решением суда, которое никто не отменял, рассуждая примерно так: "исполнитель только исполняет, а законно что-то или нет – решать суду". Таким образом, пассивная позиция исполнительной службы и Минюста вкупе с абсурдным решением Высшего хозяйственного суда сделали возможной нехитрую схему отъема миллионов у государственного предприятия.

Мы будем продолжать следить за судебными перипетиями и обязательно проинформируем читателей, чем закончится этот абсурдистский спектакль. А пока попробуем ответить на вопрос, который уже многие себе задали: что же это за организация такая - Украинская государственная корпорация по выполнению монтажных и специальных строительных работ "Укрмонтажспецстрой"? Видимо, организация очень серьезная, раз смогла, назовем это так, "добиться" от целого Высшего хозяйственного суда Украины сомнительного с точки зрения закона и нелепого с точки зрения здравого смысла решения.

Для начала логично зайти на сайт организации и прочитать, чем же занимается корпорация "Укрмонтажспецстрой", какова ее структура и органы управления. Но, увы, несмотря на то, что адрес www.umsb.com.ua указан в многочисленных справочниках, почерпнуть там информацию невозможно: по этому адресу никакого сайта не существует. Не то чтобы это о чем-то свидетельствовало само по себе, но факт настораживающий.

Теперь попробуем узнать у всезнающего Google, что же такое "Укрмонтажспецстрой"? Пролистывая двадцатую страницу с результатами поиска, каждый читатель убедится в том, что даже об украинских масонах Google знает больше. Фактически все, что можно почерпнуть из результатов поиска о деятельности корпорации, так это несколько историй с криминальным душком. Вот в 2010-м на Буковине задержали чиновника, который нагрел государство на 6 млн.грн., согласившись с явно завышенной "Укрмонтажспецстроем" стоимостью работ по восстановлению инфраструктуры после наводнения. А вот история о том, как означенная организация получила подряд на строительстве центров занятости по всей Украине, но при этом ничего не строила сама, просто наняв субподрядчиков и положив себе в карман изрядную долю бюджетных средств. Есть в Сети информация и о том, что это вообще за организация: по данным на 2009 год (данных свежее найти не удалось), это 134 предприятия и 14 миллионов чистого дохода. Т.е. организация серьезная, предприятий много и подряды серьезные получает, однако по части информации о ее деятельности – как-то совсем негусто.

Это тем более удивительно, если обратиться к истории. Корпорация была создана в 1991 году как правопреемник бывшего Министерства монтажных и специальных строительных работ УССР. Учитывая объемы капитального строительства в СССР, основные средства достались корпорации не малые. Но при этом никакой славы на ниве монтажных и специальных строительных работ корпорация за 25 лет своего существования не снискала. Почему?

Отчасти ответ на этот вопрос дает сайт Кабмина, на котором в 2010 году опубликовано любопытное заявление тогдашнего министра Минрегионстроя Владимира Яцубы о том, что в корпорации "Укрмонтажспецстрой" доля государственных предприятий составляет всего 12,7%. Иными словами, к 2010 году корпорация хоть и имела в своем названии слово "государственная", но к государству отношение имела весьма отдаленное. При этом можно предположить, что слово "государственная", прикрывающее сотни коммерческих структур, многие годы помогало выигрывать государственные тендеры и находиться рядом с живительными ручьями бюджетных денег. Яцуба тогда потребовал привести в соответствие с законом уставные документы корпорации, чтобы прекратить использование государственного статуса, но дело заглохло. Разумеется, такой хитрый статус компании никак не предполагал публичности или прозрачности, т.к. общественность в любой момент могла поинтересоваться, что такое "Укрмонтажспецстрой" и какое отношение эта корпорация имеет к государству. К тому же организация, которая много лет служила, по сути, посредником между государством и реальными подрядчиками, вряд ли может рапортовать о каких-то успехах: взяли деньги у государства, часть отдали подрядчикам и поделили остаток – деятельность ни с какой стороны не героическая.

Свое бесславное, но весьма прибыльное существование корпорация "Укрмонтажспецстрой" могла бы продолжать еще долго, но в последнее время над ней начали сгущаться тучи. 4 апреля этого года первый замминистра юстиции Наталья Севастьянова обвинила председателя Госфининспекции Николая Гордиенко в ненадлежащем выполнении своих обязанностей. В числе прочего прозвучала претензия, касающаяся корпорации: Госфининспекция фактически устранилась от проверки фактов злоупотреблений в "Укрмонтажспецстрое", руководители которой просто не пустили к себе проверяющих.

Звонок для руководителей "Укрмонтажспецстроя" тревожный, но не фатальный. В конце концов – обвинила замминистра их не в злоупотреблениях, а в препятствовании проведению проверки, да и вообще, главный вектор обвинений был направлен против Госфининспекции.

Что должно руководителей "Укрмонтажспецстроя" тревожить куда сильнее, так эта история, с которой началась эта статья. С одной стороны, ловкий ход с Высшим хозяйственным судом не может их не радовать: 15 миллионов на ровном месте – куш не плохой. Если бы не другая сторона - ОАО "Турбоатом". Дело в том, что новейшая история этого предприятия богата судебными тяжбами и прочими сложными ситуациями, из которых менеджмент всегда выходил победителем, в том числе благодаря тому, что изначально взял курс на максимальную прозрачность своих действий и публичность. Последнее качество для "Укрмонтажспецстроя" может оказаться гибельным – два десятилетия его руководители изо всех сил сторонились публичности, предпочитая тихо плавать в мутной воде бюджетных потоков. Теперь же, благодаря собственной жадности и недальновидности, их деятельность наверняка привлечет внимание общественности и, надо полагать, правоохранительных органов. К чему приведет эта новая, публичная страница в жизни "Укрмонтажспецстроя", можно только догадываться. Одно можно сказать наверняка: история, которая, как надеются руководители этой "государственной" корпорации, закончилась в Высшем хозяйственном суде и исполнительной службе, на самом деле только начинается.