Инклюзивное образование
в Харькове

Еще несколько лет назад словосочетание
"инклюзивное образование" встречалось довольно редко даже в профессиональной педагогической среде.
Изменение цивилизационного выбора предопределило ряд существенных преобразований в гуманитарной сфере и, прежде всего, в сфере образования. Одной из ключевых новаций стала инклюзия.
Формирование инклюзивной образовательной среды считается одним из приоритетных заданий в процессе построения новой украинской школы. В Министерстве образования и науки Украины эта идея нашла значительную поддержку, что отражено в законе Украины "Об образовании".
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное, или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование основано на идеологии, исключающей дискриминацию детей. В рамках инклюзивного образования обеспечивается равное отношение ко всем людям и создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Восемь принципов инклюзивного образования
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса может быть скорее в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Европейский опыт
Инклюзивное образование - один из трендов европейского образования в целом. В государствах ЕС инклюзивное образование – широко распространенная практика.
В Швеции инклюзия закреплена законодательно. Государство осуществляет социальную и финансовую поддержку школ с инклюзивными классами.
В Финляндии сопровождение и поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями организует система государственных образовательно-консультативных центров.
Во Франции государство обеспечивает создание условий для адаптации детей с особыми потребностями в образовательной среде. Государство финансирует покупки необходимых технических средств, а также оплату работы специалистов (помощников учителя).
В Норвегии действует закон о доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Работают государственные центры, специализирующиеся на оказании помощи отдельным категориям детей (детям с синдромом раннего детского аутизма, с нарушениями слуха, зрения и так далее).
Инклюзия в Харькове
Финансирование
1,84 млн грн.
Выделено в 2019 году из государственного бюджета учебным учреждениям Харькова на поддержку лиц с особыми образовательными потребностями.
4,77 млн грн.
Выделено из государственного и областного бюджета на содержание Харьковского инклюзивно-ресурсного центра.
43 тыс. грн.
Выделено из городского бюджета на литературу для инклюзивных клас сов.
Инклюзия в харьковских школах
Харьков более восьми лет работает в направлении создания равных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

С 2010-2011 учебного года Харьковская общеобразовательная школа №124 стала второй в Украине школой равных возможностей.

В 2018-2019 учебном году уже функционирует 9 ресурсных комнат (в 2017-2018 учебном году - одна) – в школах №№ 19, 31, 97, 100, 105, 124 (две), 138, частной школе "Начало мудрости". В школе № 105 создана инклюзивная медиатека.

В течение 2018 года в учреждениях образования Харькова установлено 10 пандусов, 13 кнопок вызова персонала, 1 подъемник, оборудованы 2 специальные туалетные комнаты для лиц с инвалидностью.

94,1% зданий учреждений образования коммунальной формы собственности оснащены средствами архитектурной доступности для маломобильных групп населения.

Решением Харьковского горсовета от 18 апреля 2018 года в городе создано коммунальное учреждение "Харьковский инклюзивно-ресурсный центр Харьковского городского совета". Учреждение расположено по адресу: улица Гвардейцев-Широнинцев, 38г.

Среди наиболее проблемных вопросов – кадровый. Имеется острая необходимость обеспечения школ дефектологами, реабилитологами, олигофренопедагогами, ассистентами учителя.
Первая в Харькове
Харьковская школа № 124 стала первой школой в Харькове и второй в Украине, где начали внедрять инклюзивное образование. С 2010 года в школе занимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что способствует более качественному включению этих детей в учебно-воспитательный процесс.

В 2019 году в учреждении функционирует уже 7 инклюзивных классов, в которых обучается 10 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Из них 6 детей передвигаются на инвалидных колясках. Школа оборудована пандусами, лифтом с доступом ко всем этажам здания. Установлен подъемник в столовой, оборудованы специальные туалетные комнаты. В учебных кабинетах предусмотрено дополнительное пространство для передвижения инвалидных колясок, установлены специальные парты. Организован подвоз детей двумя специальными инватакси.
Инклюзия в Харьковской области
Инклюзивное образование позволит детям с особыми образовательными потребностями чувствовать себя равными в украинском обществе. Это право таких детей на самостоятельную жизнь. Это возможность их дальнейшего трудоустройства. Это их шанс иметь друзей и товарищей. И я верю, что уже в ближайшем будущем украинское общество будет таким, где ценят каждого и которое открыто для всех.

Марина Порошенко
Супруга президента Украины

Лилия Гриневич
Министр образования Украиніы
Развитие инклюзивного образования и обеспечение равных возможностей на образование для каждого украинского ребенка являются одним из основных приоритетов Минобразования. Именно поэтому мы направляем деньги на поддержку инклюзии не только в школах, но и в детских садах, а также в учреждениях профессионального образования.
Мы строим новые школы, в которых сразу создаем все условия для инклюзивного образования. И на городском, и на областном уровне вводим эти условия в уже существующих школах. Мне очень приятно, что наши усилия были оценены, и мы присоединились к проекту, который предоставит нам возможность учесть украинскую законодательную базу и международный опыт. Мы пополним шкатулку медиатек и ресурсных комнат и будем обеспечивать все возможности для того, чтобы дети с особыми потребностями могли учиться в школах со своими сверстниками.

Юлия Светличная.
Председатель ХОГА