Харьковское машиностроение. История и современность
История
От мануфактур до промышленных гигантов
через революцию и войну
В конце XVIII — первой половине XIX века в Харькове появились первые мануфактуры, фабрики и заводы. Накануне отмены крепостного права в городе действовали три меднолитейных, два чугунолитейных и дроболитейный заводы, четыре шерстомойки, две мыловарни, три предприятия по обработке кожи, пять свечных заводов, десять каретных мастерских, три кирпичных завода, пять табачных фабрик, две воскобойни, маслобойня, завод по изготовлению белил и другие, на которых было занято около двух тысяч человек.
Выработанная в 1855 году продукция оценивалась в 1 миллион 131 тысячу рублей.
Во второй половине XIX века Харьков начинает развиваться как крупный промышленный центр страны.
В 1869 году железная дорога связала Харьков с Москвой, Петербургом и Ростовом, а с постройкой Харьково-Севастопольской, Харьково-Николаевской и Юго-Восточной (Балашовской) железных дорог город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов страны. Близость к Донбассу и Криворожью с их развивающейся каменноугольной и железорудной промышленностью, повышение спроса на машины для нужд сельского хозяйства определили основное направление развития промышленности Харькова: им стало машиностроение и металлообработка.
Рекламный банер XIX века
В 70-90-х годах XIX века в городе возникает еще несколько заводов, среди которых - чугунолитейный (позже - "Красный Октябрь"), завод сельскохозяйственных машин Гельферих-Саде (позже - "Серп и молот"), паровозостроительный (сейчас - завод имени Малышева) и так далее.
С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий увеличилось более чем в три раза. На 259-ти заводах и фабриках было занято 11 608 человек.
В начале XX века Харьков продолжает расти как крупный промышленный центр.
Дальнейшее развитие получает железнодорожный транспорт. В 1910 году была открыта железная дорога Харьков - Изюм - Донбасс. Строятся предприятия машиностроения и металлообработки. В 1915 году в Харьков из западных районов страны были эвакуированы завод Всеобщей компании электричества (позже - ХЭМЗ) и велосипедные мастерские Лейтнера (позже - велосипедный завод).
К 1917 году количество рабочих в Харькове по сравнению с 1899 годом возросло более чем в три раза и составляло свыше 35 тысяч человек.
Февральская революция в Харькове
После установления советской власти в Украине последовали годы Гражданской войны, но потом начался процесс бурного развития Харькова, который в 1919 году провозгласили столицей Украины. Уже к концу 1925 года были восстановлены все промышленные предприятия города, продукция которых составляла пятую часть всего производства Украинской республики.
С 1926 года началась модернизация харьковских заводов и фабрик, что привело к повышению производительности труда в среднем в 1,5 - 2 раза по сравнению с довоенным периодом, а завод "Свет шахтера" выпускал в 1928 году продукции в 35 раз больше, чем в 1913-м.
Памятник первому трактору ХТЗ
Наряду с этим появились и новые заводы.
В октябре 1931 года с конвейера Харьковского тракторного завода сошел первый трактор. Через три года ввели в действие турбогенераторный завод (сейчас - "Турбоатом").
Было построено еще несколько заводов - станкостроительный, маркшейдерских инструментов, подъемно-транспортного оборудования, санитарно-технического оборудования, тракторных запчастей "Поршень", "Гидропривод" и др.
Перед войной
В 1940 году в Харькове работало 1200 предприятий, на которых трудились 300 000 человек. Объем выпускаемой продукции в 12 раз превысил уровень 1913 года.

Заводы Харькова тогда давали 40% машиностроительной продукции Украины и 6% - всего Советского Союза.
Во время войны оккупанты почти полностью разрушили ряд промышленных предприятий, железнодорожный узел, телеграфную и телефонную связь, электростанции, коммунальное хозяйство, медицинские учреждения, 1 600 000 кв. м жилой площади.
Восстановление
После освобождения Харькова была начата работа по его восстановлению, причем населению города помогала вся страна: и оборудованием, и стройматериалами, и продовольствием, и кадрами.
В 1945 году в городе уже работало 600 промышленных предприятий, в 1948-м промышленность Харькова вышла на довоенный уровень выпуска продукции.
После войны
К 1956 году объем промышленного производства превысил уровень 1940 года в четыре раза.

Харьков вернул себе звание крупнейшего машиностроительного центра Украины, производя турбины, тепловозы, самолеты, тракторы, металлорежущие станки, электромоторы, горное и химическое оборудование, приборы и средства автоматизации, оборудование для легкой и пищевой промышленности.
Конец эпохи
В 1980 году в Харькове работали 60 предприятий, крупнейшие из которых - "Турбоатом", ХТЗ, "Электротяжмаш", "Серп и молот", авиазавод, объединение по выпуску агрегатных станков.
В первой половине 1980-х с конвейеров харьковских заводов сходило:

100% турбин для атомных электростанций;
33% паровых турбин;
60% дизелей для магистральных тепловозов;
20% крупных электромашин;
15% всех тракторов, выпущенных в СССР.

Больше десяти крупных предприятий Харькова прекратили своё существование в результате распада СССР, кризиса и реформ 1990—2000-х гг. Среди них - "Серп и молот", завод "Кондиционер", Харьковский завод тракторных двигателей, заводы "Поршень" и "Радиодеталь".

Современность
Промышленный ренессанс
Преодолевая кризисы
Восстановление
Объемы реализации продукции промышленности Харьковской области в первом квартале 2018 года выросли на 12%.

Наибольший рост демонстрирует машиностроение: предприятия отрасли реализовали на 50% больше продукции, чем в первом квартале 2017-го.
Стальные лидеры
Машиностроительные предприятия региона, демонстрирующие наибольший рост
"Турбоатом"
Турбины производства "Турбоатома" успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. "Турбоатом" поставил 13% турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных предприятий мира.
"Электротяжмаш"
Специализируется на разработке и выпуске турбогенераторов, гидрогенераторов, крупных электрических машин постоянного тока, комплектного электрооборудования для городского и железнодорожного электротранспорта. Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.
Завод имени Малышева
Выпускает бронетехнику и двигатели для нее. Традиционной продукцией для предприятия являются также газовые мотор-генераторы, используемые в составе электростанций, тепловозные дизельные двигатели.
Завод "Южкабель"
Крупнейший производитель кабельной продукции. Ассортимент насчитывает 25 тыс. маркоразмеров кабелей. Продукция поставляется в более чем 20 стран.
Харьковский машиностроительный завод "ФЭД"
Является передовым украинским производителем в сфере авиационного, оборонного и железнодорожного агрегатостроения. Производит высокоточную топливо- и гидрорегулирующую аппаратуру для аэрокосмической промышленности и выполняет заказы для других отраслей машиностроения и железнодорожного транспорта.
Финансовые результаты
Объём реализованной промышленной продукции машиностроения Харьковской области за 7 месяцев 2018 года составил 12,7 млрд. грн. (за 7 месяцев прошлого года – 9 млрд. грн., рост - 41%).

Машиностроение – самая прибыльная отрасль не только промышленности, но и всей экономики области. Так, за І квартал 2018 года финансовый результат роботы машиностроительных предприятий области составил 517 млн. грн. чистой прибыли, что составляет 44% всей прибыли по промышленности области.

Мнения
Петр Порошенко
Президент Украины
Раньше машиностроение в Харькове ассоциировали с заводом имени Малышева, КБ Морозова, многолетней задолженностью по зарлате, остановленным производством. А сегодня нами утвержден государственный оборонный заказ. Начинаем работу по замещению импорта, чтобы выйти из российской блокады по импорту комплектующих для машиностроения в Украине.
Владимир Гройсман
Премьер-министр Украины
Перед нами стоит задача роста экономики, и машиностроительные
предприятия имеют большое значение. Сегодня мы здесь, чтобы учитывать позиции производства при формировании национальной стратегии экономического роста. Машиностроение имеет большой потенциал роста производства как для внутреннего, так для внешнего рынка.
Юлия Светличная
Председатель Харьковской облгосадминистрации
Промышленность Харьковской области имеет значение не регионального, а общенационального масштаба. Это касается и обороноспособности, и экономической безопасности. Поэтому вопрос развития нашей промышленности стоит отдельным пунктом у руководства государства.
Хьюг Мингарелли
Глава Представительства ЕС в Украине
Харьковская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов в Украине. Здесь чрезвычайный научный потенциал, хорошие промышленные предпосылки, у вас есть прекрасные политические лидеры.
Уверенность в будущем
Индекс промышленной продукции по машиностроению за 7 месяцев 2018 года составил 104,1%.

Индекс промышленной продукции по машиностроению показывает позитивную динамику (большее 100%) уже на протяжении 26 месяцев.
Made on
Tilda